Общее состояние отрасли (по материалам на октябрь 2000 года)
28 Октября 2000

/ по материалам на октябрь 2000 года

С середины 80-х годов в России (СССР) происходило падение объемов производства пива (с 350 млн. дал в 1985 г. до 208 млн. дал в 1996 г.). Обусловлено оно было главным образом кризисом в экономике, вызвавшим общий спад производства в стране. Сильное негативное влияние на состояние отрасли оказала проводимая с середины 80-х годов антиалкогольная кампания. Удорожания сырья и энергоресурсов привело к росту отпускных цен на продукцию, что, при падении покупательской способности населения, обусловило снижение спроса на пиво. Данная ситуация усугублялась наличием на рынке значительной доли недорогой импортной продукции. Несовершенство системы налогообложения, в частности политики в области акцизов и таможенного законодательства, также оказало сдерживающее влияние на развитие отрасли. До 1996 г. ставка акциза составляла 40%, в 1996 г. она была снижена до 15%. В 1997 г. размер акцизного сбора был уменьшен, и с этого года наметилась тенденция роста. Так, в 1997 г. в России было произведено 261,0 млн. дал пива (прирост 25,5%), а в 1998 г. - 335,2 млн. дал (прирост 28,4%). В 1999 г., несмотря на финансовый кризис августа 1998 г., пивоваренная отрасль продолжила свое стремительное развитие, и производство пива составило 446 млн. дал, что на 33% больше показателя прошлого года. Производство пива в 2000 г. прогнозируется на уровне 540 млн. дал, что соответствует росту 21%. На сегодняшний день пивоварение является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства, и вносит значительный вклад в финансовые ресурсы России. Так, 1999 г. только в виде акцизов поступления в бюджет от пивоваренных предприятий составили более 3 млрд. руб.

В последние годы более успешно реализуется потенциал имеющихся производственных мощностей. Если в 1996 г. коэффициент их использования составлял около 70%, в 1997-98 гг. он достиг 80%, а в 1999 г. - 85%.

Развитие пивоварения в России и наращивание российскими заводами объемов производства пива высокого качества привело к изменению структуры спроса и значительному сокращению доли импортной продукции. В середине 90-х годов доля импортного пива на рынке достигала 40%, к 1998 г. она снизилась до 10%. Финансовый кризис августа 1998 г. привел к стремительному росту цены на импортную продукцию и падению доли данного продукта к концу 1998 г. до 2-3% рынка. В дальнейшем доля импортного пива продолжала сокращаться, что объясняется постоянным ростом числа западных марок, производимых российскими предприятиями по лицензии. В настоящее время доля импортного пива не превышает 1% рынка
В последние годы развивается направление экспорта. В 1998 г. за рубеж по официальным данным было поставлено 0,4 млн. дал пива, из них 96% - в страны СНГ. В 1999 г. объем экспорта вырос почти в 3 раза - до 1,1 млн. дал, из них в страны СНГ - 70%. Объем экспорта в 1 полугодии 2000 г. составил 1,2 млн. дал, из них в страны СНГ - более 80%.

Экспертами на ближайшие годы прогнозируется замедление темпов роста рынка. В 2001 г. емкость рынка оценивается в 630 млн. дал, а объем производства в РФ - 624 млн. дал (прирост - 15,6%). Согласно прогнозам, при сохранении текущей макроэкономической ситуации к 2005 г. емкость рынка России достигнет - 880 млн. дал.

В 1985 г. потребление пива составило 30 литров на человека в год. С этого времени происходило падение объемов потребления и в 1994 г. этот показатель составил всего 15 литров. Вместе с развитием отрасли в России потребление пива снова стало расти: 1995 г. - 16 л; 1996 г. - 15,5 л; 1997 г. - 17 л; 1998 г. - 23 л. В 1999 г. этот показатель превысил уровень 1985 г. и составил 31 л на чел. в год. Прогнозируется, что в 2000 г. среднедушевое потребление достигнет 38 л. Больше всего пива в России выпивают жители Москвы и Санкт-Петербурга - в 1999 г. эти показатели соответственно составили около 60 и 45 л на человека. При прогнозируемых темпах роста рынка к 2005 г. потребление пива в стране достигнет 60 л на человека в год. По уровню потребления пива Россия очень далеко отстает как от традиционно "пивных" стран Чехии и Германии, где потребление пива составляет соответственно 160 и 130 литров на человека в год (данные 1999 г.), так и от среднеевропейского уровня потребления - около 80 л на человека в год.

Количество потребителей пива в последние годы имеет тенденцию медленного роста. Если в 1995 г. потребляли пиво 63% россиян в возрасте старше 16 лет, то к концу 1999 г. их число выросло до 69%, в том числе 30% - активных (потребляющих пиво несколько раз в неделю)

Структура потребления пива различной крепости в последние годы стабилизировалась. В среднем по году структура такова:

Безалк.1%
4% и менее20%
4,1-4,5%21%
4,6-5%29%
5,1-6%15%
6,1-7%5%
7,1% и более9%

       
В зимние месяцы доля крепких сортов (более 6%) вырастает до 30-31%, в летние падает до 27-28%, то есть сезонные колебания незначительны.

Структура рынка по видам тары за последние годы претерпела значительные изменения. В таблице представлены наиболее часто употребляемые упаковки тарированного пива (в % от потребителей пива). Сумма более 100%, так как можно было назвать несколько видов тары.

 1996 г.2000 г.
Стеклянная бутылка 0,5 л61,1%86,3%
ПЭТ3,2%16,0%
Стеклянная бутылка 0,5 л21,8%12,9%
Жестяные банки 0,33 л20,0%6,0%
Жестяные банки 0,5 л11,1%5,5%
Жестяные банки 1 л и более2,6%0,9%
Источник: Gallup Media


Наиболее распространенным видом тары по-прежнему остается стеклянная бутылка. Ее доля на рынке увеличилась, что связано с резким снижением после кризиса 1998 г. доли импортного пива, значительная часть которого была представлена банкой. В то же время, увеличилось предложение российского бутылочного пива. Другой причиной, вызвавшей 3-х кратное падение доли банки, явилось бурное развитие рынка ПЭТ.

Возврат к списку