Продажи пива в России выросли впервые за несколько лет

24 Июля 2018

На руку пивоварам сыграли чемпионат мира по футболу и теплая погода

В первом полугодии продажи пива в натуральном выражении в России выросли на 8% до 2,23 млрд л (или 223 млн дал), подсчитал официальный поставщик исследований для чемпионата мира по футболу 2018 г. Nielsen. До этого продажи падали: на 6% год к году в первом полугодии 2017 г., согласно Nielsen. Результаты исследования Nielsen основаны на данных ритейл-аудита в городах с населением свыше 10 000 человек. Расчеты ее аналитиков охватывают около 60% всех розничных продаж, предоставляемых официальной статистикой.

Рост подтверждают также ритейлеры и производители пива. Так, продажи пива в торговой сети «Перекресток» превысили прогноз на 5–10%, рассказал директор по маркетингу сети Дмитрий Медведев. Об увеличении продаж говорят также представитель российской «дочки» официального спонсора чемпионата, пивоваренной компании Anheuser-Busch Inbev, Ораз Дурдыев и член совета директоров Московской пивоваренной компании Ольга Аверьянова. Конкретных цифр они не называют.

Основные причины роста – теплое лето и чемпионат мира, проходивший в России с 14 июня по 15 июля, сообщили собеседники «Ведомостей». Заметнее всего продажи выросли в мае и июне, когда погода оказалась значительно теплее, чем в аналогичный период прошлого года, уточняет Медведев. Крупнейший российский производитель пива, компания «Балтика» (входит в датскую Carlsberg), также считает, что чемпионат мира и погода могли стать «драйверами роста спроса» на продукцию пивоваренных компаний в последние месяцы. Во время крупных спортивных мероприятий компании усиливают маркетинговую активность, что влияет на спрос, объяснил представитель «Балтики».

Футбол, пиво и децентрализация

Впрочем, из данных Nielsen следует, что продажи пива росли каждый месяц этого года. Сказался рост реальных доходов населения в первом полугодии, низкие цены в современных форматах розничной торговли (супермаркеты, гипермаркеты), куда все больше переходят потребители, добавляют аналитики Nielsen. Реальные располагаемые доходы населения выросли в первом полугодии на 2,6% до 30 500 руб. (без учета единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г.), следует из данных Росстата.

В период проведения чемпионата отмечался повышенный спрос, ведь пиво и футбол – это традиционное сочетание для многих болельщиков, говорит Дурдыев. Всего в 11 городах проведения чемпионата продажи этого напитка выросли на 14%, а в дни матчей они подскакивали в 1,5 раза, по данным Nielsen. У торговой сети «Пятерочка» продажи в этих городах выросли на 31,8%, у «Ашана» – на 20%, у «Магнита» – на 19%, по данным компаний. Также продажи во время ЧМ-2018 активно росли в отелях, ресторанах и кафе, что связано с традиционной западной культурой потребления пива в барах, объясняет Дурдыев. В барах, расположенных в центре Москвы, рост продаж достигал 30–40% в дни матчей, говорит вице-президент сети спортбаров «Кружка» Галина Костив. Если обычно в летний сезон продажи у баров и ресторанов падают, то в этом году будет рост за счет футбольных болельщиков, ожидает она.

 Российский рынок пива сокращается много лет: за последние 10 лет его производство и продажи упали более чем на треть до 744,5 млн и 748,2 млн дал соответственно, по данным Росстата. Пивовары связывают это с усилением государственного регулирования: акциз вырос в 7 раз до 21 руб. за 1 л, пиво признано алкогольным напитком, его продажи и реклама ограничены и проч.

Однако благоприятная ситуация с ростом спроса в первом полугодии может распространиться и на весь год, считает Nielsen: по его итогам аналитики прогнозируют рост рынка на 3,2% по сравнению с падением на 4,2% в 2017 г. Повышенный спрос во время чемпионата мира влияет на продажи только в период его проведения, не меняя при этом общую годовую динамику, возражает представитель «Балтики». Вырастут ли продажи по итогам года, зависит от того, будет ли государство и дальше ужесточать регулирование, считает Аверьянова. Сейчас в Минфине обсуждаются новые предложения по усилению регулирования, в частности введение маркировки, лицензирования для производителей пива. Если государство на это решится, то некоторые небольшие компании могут прекратить работу и продажи и производство снова сократятся, рассуждает Аверьянова. С ней согласен Дурдыев: продажи могут вырасти, но только в том случае, если не будет введено дополнительных ограничений до конца года. Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответил.

«Ведомости»

Возврат к списку