ПОЗИЦИЯ Союза российских пивоваров на инициативы по маркировке пивоваренной продукции

3 Апреля 2018

Современная российская пивоваренная отрасль – конкурентоспособная индустрия, которая вносит существенный вклад в экономику страны. В плане фискального контроля пиво является наиболее контролируемым продуктом в сегменте алкогольных напитков. В силу сложности технологии производства контрафактная и суррогатная продукция отсутствует полностью, а доля нелегального рынка сравнительно невелика, что обуславливает высокий уровень акцизных поступлений от производителей пивоваренной продукции. 

Регулирование пивоваренной отрасли в России является одним из самых жестких в мире и характеризуется высоким уровнем ставок акциза на пивоваренную продукцию, ограничениями времени и мест продаж, практически полным запретом на рекламу, ограничениями по размеру ПЭТ-тары, наличием ЕГАИС и другими мерами контроля. В связи с усугубившейся ситуацией на рынке с 2007 года в России было закрыто 13 крупных пивоваренных заводов и несколько солодовен.

В связи с высоким регуляторным и фискальным давлением на отрасль вкупе с низким уровнем доходов населения производство пива в РФ сократилось более чем на 40% с 2007 года. Дальнейшее усиление законодательного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции приведет к еще большему сокращению рынка. Особенно негативный эффект на рынок пива может оказать такой механизм, как маркировка пивоваренной продукции.

Введение маркировки продукции станет крайне затратным и нецелесообразным инструментом, дублирующим функции действующей Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системы (ЕГАИС), который потребует существенных инвестиций, приведет к потере производительности линий, усилит административное давление и может негативно сказаться на производственном процессе и отгрузках готовой продукции. Система ЕГАИС, в которой работают участники алкогольного рынка, в том числе производители пива и пивных напитков (напитков на основе пива), позволяет полностью прослеживать движения пивоваренной продукции на пути от производства до реализации.

Официальные данные о реальных размерах нелегального рынка пива на сегодня отсутствуют. Введение ЕГАИС выявило отдельные зоны, в которых может формироваться производство «серой» продукции, т.е. той, с которой не уплачивается акциз, но для решения этой проблемы нецелесообразно прибегать к столь жестким инструментам, каковой считается маркировка, а достаточно задействовать существующие механизмы контроля и полномочия правоохранительных органов.

Союз российских пивоваров, члены которого суммарно производят порядка 85% пивоваренной продукции в Российской Федерации, не поддерживает введение маркировки для пивоваренной продукции в каком-либо виде, считает ее чрезмерной и дорогостоящей мерой контроля, способной оказать существенное негативное влияние как на развитие пивоваренной отрасли, так и смежных отраслей. 


Возврат к списку