ЕГАИС: неполная совместимость

31 Мая 2016

Многие ритейлеры участвовали в ЕГАИС на этапе пилотного внедрения, что позволило определить существующие проблемы и прогнозировать те, что могут возникнуть на завершающем этапе, когда будет идентифицироваться каждая единица алкогольной продукции. Интеграторы анализируют, какие ошибки допускаются при подключении к ЕГАИС, и какие решения позволят минимизировать сбои и потери.

Теоретически неожиданных проблем не должно было возникнуть: система ЕГАИС основана на обмене стандартными унифицированными документами, товарно-транспортная накладная в электронном виде – непременный атрибут электронного документооборота и используется в обязательном порядке достаточно длительное время. Но на практике проблемы сразу появились, и связаны они в первую очередь с производительностью и отказоустойчивостью центральных узлов системы. «По нашему мнению, единственной проблемой внедрения является несовершенство и ненадежность ИТ-инфраструктуры государства или организаций, которым оно делегировало функции головного узла системы, – считает главный эксперт группы компаний «ККС» Юрий Сукристов. – Самое неприятное, что ни оптовые, ни розничные предприятия торговли не могут оказать на данный вопрос никакого влияния, мало того, вся ответственность перекладывается на конечные звенья системы – на розничных и оптовых продавцов. Основные риски лежат в плоскости функционирования центральных узлов системы, обеспечивающихся государством. Это проблемы маршрутизации, обработки и хранения информации. Возможно, они будут решены, хотя с начала внедрения системы (а это 2006 год) большого прогресса не наблюдается. И мы опасаемся, что, как и в случае внедрения системы на уровне производителей, сейчас могут быть изменены технические и технологические решения построения системы».

ЕГАИС: неполная совместимость

Вопросы без ответа

Продукт ЕГАИС еще сырой и требует доработки. Из-за нестабильности системы часто теряются документы, происходят остановки работы сервиса. Многие детали не были учтены в процессе разработки. Например, разные коды ЕГАИС на одну и ту же продукцию, невозможность контролировать продукцию на этапе приемки товара. «По первым оценкам внедрения, лишь около 10% удается оформить без проблем, – говорит руководитель проектов компании «Софт-Вест» Сергей Абузаров. – С остальными приходится совершать массу дополнительных действий: просить поставщика переоформить накладную, потому что в накладной товар – из разных партий, а строка у товара всего одна, и поставщики не ведут контроль акцизов. Очень часто накладные дублируются. Постоянно возникают нестыковки с тем, что в оптовом звене документооборот ведется на основе кодов ЕГАИС, а розница оперирует данными с акцизных марок, которые сейчас не фигурируют в процессе документооборота в опте».

Особые трудности испытывают региональные ритейлеры. Как рассказал директор по развитию компании «Сканкод» Андрей Григорьев, в регионах местные отделения «ЦентрИнформ» недостаточно компетентны в вопросах ЕГАИС, часто переадресовывают обращающихся к ним с вопросами в московский офис, а до Москвы по техподдержке ЕГАИС достучаться порой очень сложно. Не до всех потребителей доведен четкий алгоритм подключения терминалов сбора данных с программой Check Mark 2.

В регионах многие оптовики не наладили учет алкоголя при отгрузке партиями, поэтому магазины получают документы, совпадающие с реальностью только на 10-20%. «Например, приемщик по документам видит партию водки №Х, а при сканировании товара становится ясно, что эта партия состоит из партий №1, №2, №3, – поясняет Андрей Григорьев. – В таком виде магазин принять партию не может. Эта проблема решается, если проводить все партии через РЦ, но не у всех магазинов они есть».

До завершающего этапа надо успеть разрешить ряд вопросов, например, не понятно, что делать с остатками продукции на складах ритейлера, когда ставить ее на баланс – сейчас или перед началом фиксации продаж в системе? Кажется, лучше сделать это заранее, но зачем ставить на баланс продукцию, которая не может расходоваться в системе? Четкого ответа на данный вопрос не дают ни ФСРАР (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка), ни разработчик системы «ЦентрИнформ».

Если не контролировать каждый товар поштучно еще на этапе приемки, на кассе в момент продажи можно получить проблемы и попасть на крупные штрафы. Ритейлеру придется сканировать все акцизные марки и сверять их на сайте ФСРАР. При всей заявленной автоматизированности системы на выходе получается большой объем ручного труда.

После 1 июля

Особые трудности ожидаются с внедрением завершающего этапа внедрения системы, который назначен на 1 июля текущего года, когда должна будет идентифицироваться каждая единица алкогольной продукции. Придется уповать на то, чтобы система не только справлялась с потоком накладных, но и корректно отрабатывала огромное количество транзакций по оформлению розничных продаж. Вызывает сомнение, что система выдержит необходимый объем данных, а значит, будут сбои, которые приведут к большим потерям. Вступит в действие жесткая система штрафов: если торговая точка не подключится к ЕГАИС, продажа спиртного будет приравниваться к продаже без лицензии или сопроводительных документов, что повлечет сотни тысяч рублей штрафных санкций и лишение лицензии.

Надежда на то, что все само собой как-то решится или перенесется на неопределенный срок, не оправдывается, а только увеличивает трудности. «Чтобы избежать возможных сбоев при переходе на следующий этап внедрения, рекомендуем ритейлерам не дожидаться лета, а уже сейчас начать работать по новым правилам, – говорит менеджер по продукции группы компаний «Пилот» Алексей Шабанов. – Причем не только технически оснастить торговые точки, но и заранее провести обучение персонала».

Как рассказал директор по развитию компании «Меркурий» Вартан Аканов, многие ритейлеры до последнего не верили, что все запустится в срок, поэтому откладывали покупку и подключение необходимого оборудования и программного обеспечения. Из-за этого резкого наплыва заказов спрос превысил предложение, и производители просто физически не успевают изготавливать нужное количество продукции. Сейчас участникам рынка необходимо сосредоточиться на имеющихся проблемах и поиске путей решения.

ЕГАИС: неполная совместимость

Ошибки в оценке

Часть трудностей вызвана выбором самих ритейлеров. «Некоторые ритейлеры не обратились к специалистам, а пытались сами настроить работу с ЕГАИС, из-за чего приобреталась неправильная конфигурация оборудования и программного обеспечения, – рассказывает генеральный директор ГК «Штрих-М» Андрей Журавлев. – Следствие этого выбора – неправильная работа с системой, либо полная неготовность предприятия к новым реалиям».

Например, не все точно оценивают риски при подборе оборудования для работы универсального транспортного модуля (УТМ). Установка дешевого недостаточно мощного компьютера приводит к тому, что оборудование физически не справляется с обработкой запросов от касс, обращающихся к УТМ.

Осложняет ситуацию переход на систему дифференцированным путем, то есть, покупка оборудования одного поставщика, а программной части – другого. «Во-первых, многие модели торгового оборудования лишь теоретически подходят для работы в системе ЕГАИС, – поясняет Вартан Аканов. – Во-вторых, производители ПО не в состоянии разработать и должным образом протестировать свои продукты в такие короткие сроки. А уж сделать так, чтобы они были совместимы с большим ассортиментом железа – задача нескольких лет. Готовых комплексных решений для ЕГАИС на рынке совсем немного».

Для минимизации ошибок лучшим является решение, встраиваемое непосредственно в существующие товарно-учетные системы и фронтальное ПО. И естественно, предпочтительно решение от производителя, являющееся просто расширением функционала уже применяемого программного обеспечения. «К сожалению, это не всегда получается по целому ряду причин – от отсутствия поддержки со стороны производителя до физической невозможности проведения доработок, – говорит Юрий Сукристов. – Остается применять универсальные решения, позволяющие обеспечить необходимый функционал дополнительными расширениями».

Рекомендуется использовать комплексные решения, включающие оборудование и ПО одного поставщика, опробованные и доведенные до рабочего состояния. Комплексные решения позволяют производить полный цикл учета оборота алкогольной продукции – от поступления на склад до реализации конечному покупателю. Один из плюсов таких решений в том, что их легко интегрировать с существующими системами товароучета. Интеграторы получают от ритейла большое количество запросов именно на консолидацию процесса управления и мониторинга УТМ.

Большинство интеграторов позаботились о том, чтобы нивелировать случаи возникновения недоразумений при работе с ЕГАИС. Так, чтобы продавцы не забывали сканировать акцизные марки, реализован программный запрет на совершение подобной продажи: пока акцизная марка не будет учтена, кассовое ПО не даст добавить другой товар в чек и не позволит его закрыть.

ЕГАИС: неполная совместимость

Первые опыты

Оценки ритейлеров, тестировавших систему, различны. Крупные торговые сети и оптовые продавцы алкогольной продукции довольно быстро адаптировались к внедрению ЕГАИС. «Крупные компании имеют серьезную поддержку поставщиков программного обеспечения, которое должно быть интегрировано с системой, поэтому изменения технологических процессов предприятий с внедрением нового функционала, как правило, не происходит, – поясняет Юрий Сукристов. – Другое дело – мелкие и средние ритейлеры, у которых интеграция с новым функционалом часто происходит по принципу «лишь бы было дешево». Такая экономия приводит к неполной совместимости технических и технологических процессов, задержке работы и даже потере данных».

Многим не нравится усложнение бизнес-процессов: необходимо принять товар, отправить запрос в ФСРАР, получить подтверждение или отказ, оформить возврат или принять продукцию, потом провести такую же процедуру на кассе с каждой единицей продукции. Для этого требуется также обучить процедурам весь линейный персонал. Приходится тратить средства на новое оборудование. «Нечитаемые штрихкоды на акцизах становятся одной из главных головных болей ритейлера, – говорит Вартан Аканов. – Производители алкоголя работают над этой проблемой, однако она окончательно не решена. Многие ритейлеры ощутили преимущества выборочного или полного контроля двумерных кодов с памятью на стадии приемки алкогольной продукции, ведь непрочтенный код PDF417 делает бутылку непригодной для продажи. Вложения в новое оборудование для удобного сканирования акцизов окупаются довольно быстро».

Судя по отзывам клиентов компании «Пилот», ЕГАИС в целом работает, хотя не без сбоев на стороне оператора. «По состоянию на начало 2016 года, трудности наблюдались в цепочке «оптовик – магазин» в тех случаях, когда поставка товара физически проходила быстрее, чем накладные через ЕГАИС, – рассказывает Алексей Шабанов. – С точки зрения ритейлеров, выиграли те, кто заранее озаботился подготовкой к нововведениям и заблаговременно перешел на работу с системой».

Как считает Андрей Журавлев, у ритейлеров, своевременно обратившихся к специалистам, давно все работает, и не только по требованиям к 01.01.2016, а уже по требованиям к 01.07.2016, и их оценки системы в основном положительные. Те, кто ждал до последнего, либо решил все сделать своими силами, получил негативный опыт.

Сколько стоит must have?

Для работы с системой ФГУП «ЦентрИнформ» предлагает приобрести ключ Jacarta – квалифицированную электронную цифровую подпись, даже если раньше использовалась другая ЭЦП. К этому ключу приобретается электронный сертификат действием один год. Стоимость ключа JaCarta – от 3 до 5 тыс. руб.

Для в каждой торговой точкиритейлеру придется приобрести специальный 2D-сканер, способный распознавать размещенную на бутылке акцизную марку с двухмерным штрихкодом (PDF-417) или штрихкодом Datamatrix. Необходим также фискальный регистратор, умеющий печатать QR-код, поскольку магазинам предстоит фиксировать факт продажи алкогольной продукции с печатью QR-кода в чеке для возможности последующей проверки покупателем.

Сканеры для чтения двумерных штрихкодов стоят от 7 тыс. руб. (проводные) до 20 тыс. руб. (беспроводные). Фискальный регистратор или принтер для печати QR-кодов обойдется в сумму от 5 до 25 тыс. руб.

«Помимо этого, ритейлеру следует заблаговременно решить, на какое оборудование он установит УТМ, – отмечает Алексей Шабанов. – В данном случае самый безболезненный выход — настроить его на одном из POS-терминалов».

Программное обеспечение ЕГАИС, дистрибутив можно получить бесплатно в Росалкогольрегулировании.

Для небольших магазинов рекомендуется приобрести рабочую станцию или сервер начального уровня со следующими характеристиками:

  • оперативная память – более 2 ГБ;

  • жесткий диск: более 160 ГБ, интерфейс SATA;

  • центральный процессор – 2 и более ГГц, 2 и более ядер;

  • сетевая карта 100/1000 Мбит/с;

  • операционная система Windows 7 и выше;

  • общесистемное ПО Java 8.

Для супер- и гипермаркетов рекомендуется приобрести отдельный физический сервер, отвечающий следующим требованиям:

  • оперативная память – более 2 ГБ;

  • жесткие диски – не менее 3 штук, общим объемом 200 ГБ, интерфейс SATA;

  • центральный процессор – 2 и более ГГц, 2 и более ядер;

  • 2 блока питания;

  • 2 сетевые карты 100/1000 Мбит/с;

  • операционная система Windows server 2012 R2 64bit;

  • общесистемное ПО Java 8.

Также потребуется доработка ПО. Как отмечают сами ритейлеры, одни разработчики предоставляет бесплатное обновление, другие стремятся воспользоваться ситуацией и получить с существующих клиентов дополнительный доход.


Возврат к списку