Боллоев Таймураз Казбекович, Генеральный директор ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
16 Ноября 2000

Считаю, что цель, которую мы поставили год назад, на первой Всероссийской конференции производителей пива и безалкогольной продукции, - добиться, чтобы интересы отрасли превалировали над интересами отдельных компаний и предприятий, - достигнута.

        Существующие проблемы становятся сложнее и гораздо тяжелее решаемыми. Отрадно, что в последнее время ежегодный рост в отрасли составляет от 20 до 30 процентов. Тем не менее, из общего количества производителей пива, а по данным Госкомстата это 296 зарегистрированных предприятий, 70 процентов объемов производства выполняется 30 предприятиями. Это значит, что тенденция к укрупнению, существующая в мировой пивоваренной промышленности, не обошла и нас.

        Начиная с 1994 года пивобезалкогольная отрасль начала развиваться более активными темпами. В 1985 году потребление пива на душу населения составляло 30 литров, в 1994 году около 16 литров на человека - почти в два раза меньше. Связано это было с высоким 40-процентным акцизным налогом. Когда налог был снижен до 25 процентов, соответственно начался и рост показателей потребления нашей продукции. В 2000 году ожидается, что потребление дойдет до 36-37 литров на человека.

        Основными причинами стремительного развития производства пиво-безалкогольной продукции и повышения уровня ее потребления можно назвать следующие. Во-первых, население стало лучше относиться к пиву, как напитку. Постепенно доля крепких алкогольных напитков начала снижаться в растущем ассортименте напитков нашей отрасли, предпочтение люди стали отдавать пиву.

        Вторая причина в том, что на рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.

        И третья причина - это рекламная деятельность. Некоторые компании, активно работающие и развивающиеся, на своем опыте претворили в жизнь принцип "реклама - двигатель торговли". В конечном итоге именно рекламная деятельность внесла свой вклад в изменение мнения о нашей продукции у населения.

        Что можно сказать о современном рынке пива в России? В общем показателе реализуемой продукции недорогие российские сорта пива сегодня занимают 56 процентов, премиальные сорта - 12 процентов, дешевые сорта - 30 процентов. Доля потребления импортного пива на сегодняшний день составляет чуть больше 1 процента и еще 1 процент приходится на потребление лицензионного пива.

        Сегодня в Европе, в частности, в Германии, Чехии и в ряде стран, реализация розливного пива более высока. Такая ситуация на потребительском рынке была у нас в советское время. В Советском Союзе до 60 процентов производимого пива было розливным. В России доля розливного пива пока составляет лишь 10 процентов. Причина в том, что ценовая и налоговая политика государства в отношении розничного торговца, то есть потенциального распространителя нашей продукции, просто удушающая. Именно поэтому в ряде крупных предприятий доля розливного пива сегодня составляет 5 процентов.

        При дальнейшем развитии пиво-безалкогольной отрасли увеличение доли розливного пива необходимо рассматривать как важный потенциал. В перспективе, именно с увеличением производства и реализации розливного пива мы сможем довести общее его производство до 65-70 литров на душу населения.

        В текущем году ожидается производство в общей сложности 540 млн. декалитров пива. Это составит прирост к показателям прошлого года на 21 процент. Но, к сожалению, эти цифры роста некоторыми чиновниками воспринимаются как сигнал к действию по ужесточению налогообложения, к введению различных новых ограничений.

        Отрадно, что в последнее время стали появляться и положительные тенденции. Летом этого года состоялась встреча Президента Российской Федерации с представителями естественных монополий. В числе двух десятков приглашенных был и я. Представившуюся возможность сказать Президенту о наших отраслевых проблемах удалось реализовать. Хотя, должен заметить, ситуацию в пивоваренной отрасли он прекрасно знает. На той же встрече у Президента удалось обсудить некоторые проблемы и с Председателем Правительства России М.М. Касьяновым. Разговор зашел и о том, что многие документы и нормативные акты настолько сырые, что порой приходится искать их авторов, чтобы уточнить, что же они хотели сказать.

        Итогом обсуждавшихся проблем стало решение о создании Совета по предпринимательству при Правительстве России, куда вошли представители всех уровней отечественных промышленников. Недавно проходило заседание этого Совета под руководством председателя Правительства России. Пищевую промышленность представляли директор кондитерской фабрики "Красный Октябрь" и я. Отрадно, что на заседании Совета были представлены в основном, управленцы. Это можно назвать хорошим знаком, так как именно управленец порой лучше знает ситуацию и проблемы, чем сам владелец предприятия.

        Очередная встреча состоялась в том же составе, но проходила уже под руководством министра экономического развития и торговли Г.О. Грефа. Разговор был конкретный и полезный. Обсуждение проблем шло по двум темам: первая - налоговая политика, вторая - Таможенный кодекс. Очень важным для нас считаю предложение Минэкономразвития России о том, что на не производимое у нас в стране оборудование необходимо определить нулевые таможенные ставки. Ведь практически 100 процентов оборудования, которое мы устанавливаем на заводах, ввозится из-за рубежа. Хотя на этом заседании Совета звучали и совершенно обратные предложения из уст тех, для кого импортируемое оборудование может стать конкурентным. Речь шла не конкретно о пивоварении, а в целом о технологическом оборудовании. Звучали предложения о необходимом 5 процентном сборе пошлины за ввоз. Какое предложение будет принято, мы скоро узнаем. Точно известно другое - Минэкономразвития на нашей стороне и его политика по сравнению с Минфином диаметрально противоположна.

        На правительственном уровне нами поднята еще одна важная проблема - сырьевая база. Общеизвестно, что в прошлом году было завезено около 400 тыс. тонн солода. В этом и следующем году импорт солода может подойти к миллиону тонн. Это происходит потому, что темпы развития производства ушли далеко от темпов развития сырьевой базы. Что в данном случае необходимо сделать? Обсуждая вопрос об акцизном налоге и в целом о налоговой политике, мы предложили провести полное освобождение от налога или хотя бы на ту часть, которая нами напрямую вкладывается в развитие сельхозпроизводства. Чтонибудь еще более реальное в сложившихся условиях трудно придумать.

        А ситуация в сельском хозяйстве такова, что последние селекционные работы проводились, по моим данным, в 1994 году. Сорта пивоваренного ячменя, как известно, больше 5 лет эксплуатировать невозможно. Поэтому сегодня, когда пивоваренный ячмень предлагается отечественными производителями, не каждый пивовар решится его приобрести. Плачевные результаты текущего года говорят сами за себя: 90 процентов урожая поражены грибком. Вызвано это банальными в наши дни проблемами: нечем обрабатывать поля, нет химикатов, нет денег.

        Наше предложение в корне не решит проблемы всего сельского хозяйства. Но если принять его к исполнению, то даже несмотря на повышаемый с 1 января 2001 года на 10 процентов акцизный налог, часть сумм, которая направляется нами напрямую в сельское хозяйство и засчитываемая нам в счет налогов, гарантированно шла бы на развитие производства отечественного солода. Нам же твердят, что вся сумма налога должна сначала проходить через федеральный бюджет, а потом распределяться, в том числе и в сельское хозяйство. Считаю, что это неправильно и, более того, подталкивает пивопроизводителей импортировать сырье, а не развивать его производство в своей стране.

        По нашим расчетам, себестоимость российского ячменя находится где-то между 50 и 70 долларами. Тем не менее, нам предлагают его покупать по цене до 110 долларов. И мы вынуждены покупать. Более того, на примере своей компании могу сказать, что мы приобретаем даже то, что нам не очень-то и нужно, для того чтобы стимулировать отечественного производителя. Считаю, это не выход из положения. Нужны решения по кардинальному улучшению ситуации. Что касается производства хмеля, то и здесь картина не лучше. Целевая федеральная программа "Хмель России" в итоге практически не финансировалась.

        Решая проблемы пивоваренной отрасли, я лично встречался и с производителями алюминиевых банок. На сегодняшний день спрос на баночное пиво растет, значит, его нужно расширять. Как мне дали понять, по ряду экономических причин цена на алюминиевую тару меняться не будет и останется на уровне 14 центов за банку. Для нас это очень высокая цифра, она практически не только тормозит развитие производства баночного пива, но и не позволяет расширять его экспорт.

        В процессе работы пришлось столкнуться и с межотраслевыми амбициями, в частности, в Министерстве путей сообщения. При выяснении отношений между странами СНГ были подготовлены две телеграммы, подписанные одна заместителем, другая самим министром путей сообщения о запрещении выделения вагонов для отгрузки в эти страны. В результате - работа по экспорту была заблокирована государственным предприятием-монополистом - железной дорогой. Возникает вопрос: нам что - строить свои железные дороги?

        Мы часто слышим популистские слова относительно развития и интеграции экономик стран содружества. Но чего стоит нынешняя ситуация взаимоотношений Украины и России по проблеме, связанной с НДС? Продукция из Украины поступает на российский рынок, при этом НДС не платится ни в Украине, ни в России. Мы же, отправляя свою продукцию в Украину, облагаемся двойным налогообложением. Налицо неравные условия конкуренции или рыночной деятельности. Наши обращения к правительству закончились тем, что решение будет принято только 1 июня 2001 года. Почему не 1 января или 1 ноября?

        За последние 5 лет в развитие нашей отрасли вложен 1 млрд. долларов. Если просчитать, сколько еще нужно вложить для того, чтобы достичь цифры потребления в 60 литров на душу населения, то получается около 1,5 млрд. долларов. Эту цифру можно считать инвестиционной емкостью отрасли пивоварения. При этом мы не учитываем емкость сопутствующих отраслей, в том числе и сельского хозяйства.

        Примеры ряда стран в развитии аналогичных отраслей заставляют задуматься над вопросом отношения государства к поддержке своих производителей. Китайцы, к примеру, заявляют, что, мол, пожалуйста, вы можете у нас строить заводы, мы вас освободим от всех видов налогов до окупаемости. Мы же подвергаемся постоянным гонениям. Остановлюсь на примере своего предприятия. Осваивая бросовые земли - болота и городские свалки, мы, тем не менее, эту землю приобретаем как полноценную, по конкурсу. Вот какие у нас странные подходы к своим производителям.

        Роль нашей отрасли, наша доля в развитии экономики страны, на мой взгляд, должны стать главным аргументом в разговоре с властями. Ведь сегодня во всех регионах России почти каждое пивоваренное предприятие, по нашим данным, является если не основным, то крупнейшим налогоплательщиком. И это есть главный наш козырь: мы законопослушная отрасль, наши интересы полностью совпадают с интересами страны. И когда говорим о развитии пивоваренной отрасли, мы практически говорим о развитии экономики страны в целом.

        В заключение подчеркну, что отрасль без развития сырьевой базы ожидают очень серьезные проблемы. В большей мере это коснется тех предприятий, которые производят до 7 млн. декалитров в год. Это наиболее уязвимая часть пивопроизводителей России. В итоге для небольших заводов может остаться только один выход - присоединиться к крупным компаниям. Такое произойдет в случае, если политика государства в отношении этих предприятий не изменится. Государство не должно тормозить, блокировать как крупные, так и мелкие предприятия, а наоборот - предоставлять им равные возможности. В этом отношении интересен пример Германии, где работают 1277 мелких и крупных пивопроизводящих организаций. В частности, у пивовара Ванштайнера есть завод, производящий около 8 млн. декалитров в год. Правильный подход к развитию отрасли позволяет этому небольшому заводу комфортно вписываться в общий объем производства пива.

        Учитывая то, что я вхожу в состав Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, у нас появилась возможность более активно отстаивать интересы отрасли на стадии формирования различных федеральных решений. Практика показывает, что сегодня мы движемся в правильно направлении. Лозунг "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" в сложившейся экономической ситуации напрямую относится к пивоваренной отрасли.

Возврат к списку