О.А. Паскина - Директор юридического отдела ОАО "САН Интербрю"
20 Марта 2006

Уважаемые коллеги! Мне бы хотелось отметить, что уходящий год был отмечен значительным вниманием к пивоваренной отрасли со стороны ФАС России. Эта возникшая тенденция достаточно закономерна и справедлива, потому что за последнее время наблюдается значительная консолидация в отрасли.

Надо отметить, что за в отчетный период основные претензии ФАС России были связаны с правоприменением двух статей антимонопольного законодательства. Первая - это статья о запрещении злоупотребления хозяйствующим субъектам доминирующим положением на рынке, вторая - это запрещение соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию.

Первый проблемный момент - определение понятия доминирующее положение. И в данной связи можно сказать, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которое позволяет ему оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, или затрудняет доступ на рынок.

Следует отметить, что сегодня существует огромная проблема в области понятия "товарный рынок". Дело в том, что по тсложившимся методическим рекомендациям товарный рынок определяется как сфера обращения товара. Соответственно, эта сфера обращения товара определяется территорией Российской Федерации или ее частью, когда у потребителя, в силу его экономических возможностей, нет возможности приобрести этот товар или товары нового производителя на данной территории либо за ее пределами. Так вот, к сожалению, сегодня на местах формируется такая практика, когда товарный рынок ограничивается территориями административных единиц, то есть каждый территориальный орган федеральной антимонопольной службы признает компанию доминирующим на рынке своей территории. И это колоссальная проблема.

Наша отрасль на данный момент достаточно сбалансирована и нет таких игроков, которые бы доминировали на рынке Российской Федерации. Поэтому дробление на территории несправедливо. Оно усложняет нашу деятельность как производителей пива в той или иной территории.

Другая проблема - признание доминирующего положения участника рынка. Сегодня, в соответствии с действующим законодательством, доминирующим признается субъект, доля которого составляет 65 и более процентов. Однако на местах мы сталкиваемся с тем, что доминирующим признается субъект, занимающий от 35 до 65 процентов. Данный вопрос должен решаться на основе судебной практики, и мы работаем в данном направлении.

Следующий момент связан с координацией предпринимательской деятельности. На практике лицо, не занимающее доминирующее положение на рынке, заключает дистрибьюторский договор, где оговаривает, вопрос эксклюзивности. И этот договор признается антимонопольными органами незаконным, так как ФАС трактует это как "координация предпринимательской деятельности", что противоречит международной практике.

Подводя итог вышесказанному, я бы хотела призвать коллег в 2006 году к большей активности в решении названных проблем в рамках деятельности Союза.

Возврат к списку