А.О. Артемьев - Заместитель Председателя Совета Союза, Президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
23 Марта 2006

В своем выступлении я бы хотел остановиться на стратегических направлениях деятельности Союза в самое ближайшее время.

Во-первых - это концепция алкогольной политики государства. Работа над концепцией велась до 2002 года, но в силу ряда причин была приостановлена. В ее основе лежит комплекс мероприятий, направленных на эволюционное изменение структуры потребления алкоголя в нашей стране в сторону увеличения потребления слабоалкогольных напитков, включая пиво.

На мой взгляд, именно отсутствие такой концепции является причиной всех проявлений негативного отношения со стороны пивоваренной отрасли.

Во всем цивилизованном мире, где развитие пивоваренной отрасли имеет многовековую историю, произошло повышение потребления пива одновременно со снижением потребления крепкого алкоголя. Соответственно, там так остро вопрос об алкоголизации населения не стоит. У нас же крепкий, суррогатный алкоголь является одной из основных причин смертности населения страны. По данным Росстата свыше сорока тысяч россиян ежегодно погибают от его употребления. Эта проблема была неоднократно обозначена на самом высоком государственном уровне, включая Президента России.

В России по-прежнему 75% потребляемого алкоголя приходится на крепкий алкоголь. И хотя тенденция по изменению структуры потребления алкоголя наметилась, заслуга в этом в большей степени не государства, так как мы не видим целенаправленной политики борьбы с алкоголизмом, а в первую очередь это результат усилий отрасли, направленных на то, чтобы предлагать потребителям качественный продукт, способный вытеснять суррогаты.

Что мы с вами можем сделать? Прежде всего, активизировать взаимодействие с органами федеральной власти в субъектах Федерации, с тем, чтобы инициировать процесс внесения предложений по разработке концепции.

Второй основной момент, на котором я хотел бы остановиться, - это концепция в области упаковки. Как известно, пивоваренная отрасль является одним из основных потребителей упаковки. Среднегодовой оборот упаковочных материалов в пивоваренной отрасли по итогам 2005 г. составил порядка 50 млрд. рублей. Сейчас в Госдуме РФ идет работа над проектом ФЗ "Об упаковке и упаковочных отходах", который, в частности, предусматривает введение платной системы за сбор и утилизацию упаковочных отходов, которая в первую очередь будет распространена на промышленных потребителей упаковки. Таким образом, на пивоваренную отрасль ляжет дополнительная налоговая нагрузка, что негативно скажется как на экономике отдельных предприятий, так и на индустрии в целом.

Я думаю, что главное, что мы можем с вами сделать в этом направлении, - это проявить активность самим. Мы должны выработать систему принципов регулирования оборота и утилизации упаковки и оформить в Хартию промышленных потребителей упаковки. Хартия, по сути, это соглашение, участники которого обязуются соблюдать определенные принципы в сфере производства и оборота упаковки и утилизации отходов. В разработке хартии должны принять участие все участники рынка, задействованные на всех этапах рециклинга. Подписание такого Соглашения позволит нам вести диалог с представителями органов государственной власти на основе конструктивных предложений, разработанных в рамках внутриотраслевого саморегулирования. Тем более, что у "Балтики" есть свой проект по регулированию оборота тары, разработанный по предложению Союза.

Кроме того, в этом направлении наверняка нам сможет помочь Подкомитет ТПП РФ по развитию рынка пиво-безалкогольной продукции. В этой связи считаю, что необходимо активизировать работу Рабочей Группы, созданной по итогам совещания, состоявшегося 17 ноября 2005 года в Торгово-промышленной Палате РФ под эгидой Подкомитета ТПП по развитию рынка пиво-безалкогольной продукции.

Третье направление - акцизная политика. Исполком Союза за последнее время проделал хорошую работу в этом направлении, результатом которой стало принятие ставки акциза на 2006 год в соответствии с уровнем инфляции. Вместе с тем, я думаю, мы не должны успокаиваться на достигнутом.

Наша работа должна быть направлена на разъяснение органам государственной власти, общественности того факта, что ныне действующий принцип формирования ставки акциза стимулирует инфляционные процессы.

Например, инфляция в пищевой промышленности растет меньшими темпами, чем потребительская. По нашим оценкам, она составила порядка 7,5% за прошлый год при общей инфляции в 10-11%. Наверное, такая цифра могла бы быть одним из ориентиров для выработки новых подходов к формированию акцизной политики.

Такая система, уверен в первую очередь станет серьезной поддержкой малых и средних предприятий, которые составляют неотъемлемую часть пивоваренной индустрии России.

Если говорить в целом о поддержке малых и средних предприятий, то считаю необходимым продолжить практику Союза по проведению практических семинаров на производственных площадках пивоваренных холдингов. Помимо этого, я думаю, что мы должны помочь малым и средним предприятиям, взяв инициативу по решению всех вышеперечисленных вопросов на себя, и выделить на это соответствующие ресурсы, которыми располагают крупные компании.

Возврат к списку