В.И. Мамонтов - Председатель Исполнительного Комитета Союза
24 Марта 2006

Прежде всего хочу отметить то, что деятельность Союза в 2005 году, главным образом, была направлена на развитие диалога с государственными и общественными институтами, одним из ключевых составляющих которого стала реализация концепции социальной ответственности пивоваренного бизнеса.

Основные направления деятельности организации можно условно разделить на два блока - это внешние коммуникации и внутренние коммуникации Союза.

К внешним коммуникациям мы относим взаимодействие с органами государственной власти, с профильными организациями и общественными структурами, работу со средствами массовой информации и социальную политику. К внутренним коммуникациям мы относим работу органов управления Союза и корпоративную деятельность.

Основой взаимодействия с органами государственной власти было участие представителей Союза в законотворческой деятельности и в работе по таможенно-тарифному регулированию.

Для оперативных решений текущих вопросов представители Союза участвовали в работе консультативно-совещательных органов в составе профильных Комитетов Госдумы и Совета Федерации, министерств и ведомств.

Одним из ключевых аспектов взаимодействия с органами государственной власти стало принятие решения на уровне Правительства РФ и Государственной Думы об исключении пива из перечня продукции, включенной под действие новой редакции ФЗ "О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Как вы знаете, этот закон вступил в действие с 1 января 2006 года и сейчас алкогольный рынок практически строится по новому, причем с большими трудностями для производителей.

Не менее важным аспектом в законотворческой деятельности стала работа над законом ФЗ "Об ограничениях розничной продажи потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе". В целом ситуация вокруг законопроекта складывалась крайне непростая. Как известно, Союз являлся инициатором введения запрета на продажу пива несовершеннолетним. Но в ходе работы над данной законодательной инициативой в Госдуме, в проект закона была включена норма о запрете на продажу пива несовершеннолетним и потребление пива всеми гражданами в общественных местах.

В результате Союзу удалось добиться исключения наиболее негативных для отрасли положений, в частности, запрета на потребления пива в общественных местах. Другим достижением следует признать запрет на розничную продажу пива несовершеннолетним, что соответствует позиции Союза, направленной на пропаганду ответственного потребления пива.

Продолжением работы по формированию законодательства, направленного на ограничение доступа несовершеннолетних к пивоваренной продукции, стало рассмотрение поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

На этапе работы над документом Союз Российских Пивоваров провел серию консультаций с руководством профильных Комитетов Госдумы РФ и Совета Федерации, результатом которых стало принятием норм, обеспечивающих равные правовые условия для потребителей пива - с одной стороны и потребителей слабоалкогольной продукции (коктейлей, джинов и т.д.) - другой. Это значит, например, что за продажу пива и слабоалкогольных коктейлей несовершеннолетним предусмотрены одинаковые меры административного воздействия. 8 января 2006 года этот закон вступил в силу.

Важным этапом законопроектной деятельности Союза стало участие в работе над новой редакцией ФЗ "О рекламе". Результатом усилий Союза в работе над этим документом стало отклонение значительного количества поправок о более жестких ограничениях рекламы пива вплоть до полного её запрета как на телевидении, так и в других формах.

Положительно то, что в новой редакции закона конкретизированы места, где не должна размещаться реклама. Например, вместо расплывчатого определения "организациях культуры", которое содержится в действующем законодательстве, в новом законе прописан чёткий перечень таких мест.

Следует отметить, что общие ограничения, которые существуют в действующем законодательстве были по сути перенесены в новую редакцию закона "О рекламе" за исключением ограничений на спонсорство. Фактически, с вступлением закона в действие спонсорство пивоваренными компаниями спортивных и культурных мероприятий станет невозможно.

Вполне успешной стала деятельность Союз в работе над проектом закона "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса" в части установления ставки акциза на пиво на 2006 год. Нам впервые за последние пять лет удалось добиться, чтобы ставка акциза на пиво была установлена на уровне прогнозируемой инфляции.

К положительным результатам следует отнести отклонение инициативы Московской городской думы об отнесении пива крепостью свыше 4,6% алкоголя под сферу действия ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции", доработку проекта ФЗ "О специальном техническом регламенте на пивоваренную продукцию и её производство". Здесь нам тоже удалось добиться определенных результатов.

Подготовленный Союзом текс закона был направлен на рассмотрение Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Мы получили в целом позитивное заключение Комитета с предложением доработать отдельные положения. Сейчас совместно с Институтом технического регулирования ведем доработку текста. Планируется, что к концу года проект закона будет готов для внесения на рассмотрение Федерального Собрания.

Следующим блоком практической работы Союза является таможенно-тарифное регулирование. Здесь нам удалось добиться решения Правительства РФ об установлении ставки таможенной пошлины на оборудование, аналоги которого в России не производятся на уровне пяти процентов от таможенной стоимости. Речь идёт о четырёх товарных позициях. Ставка до снижения на эти позиции составляла от 10 до 15%, то есть пошлина снижена на 50 и более процентов.

В настоящее время ведётся работа над снижением таможенных ставок на оборудование, аналоги которого в России не производятся, до ставки 0%. В ближайшее время мы надеемся получить соответствующее решение.

Из других направлений данного блока хочу отметить работу по отстаиванию интересов отрасли от неправомочных действий ОАО "РЖД" в отношении перевозок пива пастеризованного. Ситуация с "РЖД" осложняется монопольным положением компании на рынке железнодорожных грузоперевозок. Тем не менее мы нашли поддержку ФАС России, которая признала действия РЖД по навязыванию услуг и завышенных тарифов не соответствующим антимонопольному законодательству. Эта позиция была подтверждена и Арбитражным судом двух инстанций.

Пару слов хочу сказать о ситуации с поставками пива на рынок Белоруссии. Как известно эта республика незаконно использует нетарифные методы ограничений доступа российского пива. Для разрешения этой ситуации в отчётный период было проведено совещание с участием руководства Министерства по налогам и сборам Белоруссии - с одной стороны и представителей Минэкономразвития и торговли России и Союза с другой. Была достигнута договорённость о снятии нетарифных ограничений в отношении поставок российского пива, подписан соответствующий протокол. В настоящий момент мы ждём практических действий со стороны Белоруссии по отмене ограничений.

Следующим направлением деятельности в блоке внешних коммуникаций является работа с профильными организациями и общественными структурами. В этом плане я хочу отметить, что у нас налажена работа с Подкомитетом ТПП РФ по развитию рынка пиво- безалкогольной продукции. Из значимых мероприятий, проведённых совместно с ТПП РФ можно отметить общественные слушания по теме "Социально-экономические последствия ограничения рекламы пива, перспектива перехода к системе саморегулирования", совещание по теме "Концепция систем контроля и регулирования в сфере промышленного производства и оборота упаковки и упаковочных отходов". Я хочу отметить, что в этих мероприятиях принимали участие представители Администрации Президента РФ, профильных министерств и ведомств, Госдумы, Совета Федерации, предприятий отрасли.

Также мы активно сотрудничаем с РСПП, в частности, участвуем в работе комиссии по вступлении России в ВТО, Ассоциацией отраслевых союзов АПК "АССАГРОС", Союзом участников потребительского рынка и рядом других организаций. Также мы активно участвуем в работе профильных отраслевых организаций, поддерживаем тесные связи с отраслевыми объединениями пищевой промышленности.

Пристальное внимание Союз уделяет взаимоотношениям со СМИ. Деятельность в этом направлении велась с участием членов Комиссии по связям с общественностью СМИ и специалистов Департамента по связям с общественностью и СМИ.

Новым направлением деятельности в отчётный период стала разработка и реализация социальной политики. Нами был подготовлен Социальный отчёт пивоваренной отрасли. Хочу отметить, что на сегодняшний день ни в России, ни за рубежом подобного социального отчёта, отражающего работу целой отрасли не выходило.

Мы уже начали получать первые отклики на отчет. Так, в адрес Союза поступили благодарности от Министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, Председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Геннадия Кулика, ряда депутатов за его подготовку.

Одним из значимых событий в отчетном периоде стало начало реализации проекта по ограничению доступа несовершеннолетних к пивоваренной продукции, который основывается на распространении знака-стикера "Продажа пива несовершеннолетним запрещена". В ходе проекта планируется разместить порядка миллиона знаков в более чем 300 тысяч розничных торговых точках в стране.

Мы считаем, что распространение данного знака является выражением политики Союза, направленной на пропаганду ответственного потребления пива. Также хочу сообщить, что данный проект получил поддержку Федеральной антимонопольной службы, которой он был отнесен под категорию "социальная реклама".

Блок деятельности Союза над названием внутренние коммуникации мы строили по двум направлениям - работа органов управления организации и корпоративная деятельность. Работа органов управления - это проведение заседаний Совета Союза. В отчетном периоде состоялось 7 заседаний Совета Союза. На заседаниях мы вырабатывали рекомендации и решения, которые обеспечивали практическую деятельность Совета, комиссий и Исполнительного комитета Союза. Помимо этого в течение года регулярно проводились заседания комиссий Союза, в ходе которых обсуждались практические мероприятия Союза по широкому спектру вопросов.

В отчётный период велась работы по организации приема новых членов, в результате чего восемь предприятий стали членами Союза. При этом я хочу отметить, Союз постоянно поддерживает и развивает связи со всеми предприятиями пивоваренной отрасли независимо от того, входят они в нашу организацию или нет.

К корпоративным мероприятиям относятся организация празднования Дня пивовара, проведение семинаров для специалистов отрасли. В 2005 году День пивовара отмечался третий раз и поэтому, можно сказать, что традиции этого праздника только формируются.

Что касается проведения семинаров, то осенью 2005 года мы приобрели первый такой опыт организовав на базе Клинского производственного комплекса, входящего в ОАО "САН Интербрю" семинар по вопросам качества продукции. Он был рассчитан, в первую очередь, на специалистов малых предприятий. Практику проведения семинаров мы считаем перспективной и будем её продолжать.

Эффективной формой по консолидации отрасли является организация чествования специалистов предприятий отрасли и юбиляров. Практически все юбилеи предприятий отрасли в отчетный период были отмечены Союзом.

Значительное внимание уделяется информационному обеспечению членов Союза. Так, мы ежеквартально выпускаем информационный бюллетень Союза, в котором размещаются материалы об актуальных событиях пивоваренной отрасли. Также эффективным средством коммуникации не только в рамках Союза, но и с обществом является что наш Интернет-портал, который по сути отраслевым информационным агентством.

Несколько слов скажу о деятельности Комиссии по работе с общественностью и СМИ, председателем которой являюсь. В отчетный период было проведено три заседания комиссии. На заседаниях рассматривались наиболее злободневные вопросы, имеющие значение для развития отрасли. Также в рамках работы с общественностью и СМИ были организованы и проведёны Всероссийский конкурс журналистов "Пиво и общество", конкурс корпоративных изданий, конкурс по разработке знака "Продажа пива несовершеннолетним запрещена". Следует отметить активность всех членов комиссии в подготовке Социального отчёт отрасли, в работе по осуществлению проекта по ограничению доступа несовершеннолетних к пивоваренной продукции.

В 2006 году Союз продолжает развивать работу по всем вышеуказанным направлениям.

Возврат к списку