В. В. Пятко - Председатель Совета Союза, Вице-президент Группы компании "Хейнекен" в России
25 Марта 2006

Нашему Союзу уже более шести лет. За время этой деятельности были достигнуты большие результаты, хотя не обошлось без ошибок и упущений. Но бесспорным является то, что наш Союз работает активно и, накапливая опыт, успешно справляется с поставленными перед ним задачами. Сегодня мы собрались для того, чтобы проанализировать состояние дел в отрасли и на основе этого наметить планы работы на будущий год и дальнейшую перспективу.

Свое сообщение начну со статистики. В 2005 году в мире произведено свыше полутора миллиардов гектолитров пива. При этом Россия по объемам производства занимает пятое место (после Китая, США, Германии и Бразилии). Наиболее быстрорастущими рынками являются рынки Юго-Восточной Азии и рынок Восточной Европы. Рынок Западной Европы стагнирует. Таким образом, рынок пива России обладает вполне определенной перспективой, и у нас в ближайшем будущем есть шансы обогнать Бразилию и занять четвёртое место в мире.

Бурный рост российского рынка пива замедлился на рубеже конца 90-х годов. В 2003 году рост составил 7,8%, 2004 год был немного лучше, чем ожидалось, и мы достигли показателя 11,5%, но уже в 2005 году рост составил только 5,8%.

Вместе с тем консолидация российского рынка пива продолжается. В 2002 году доля пяти крупнейших компаний составляла 66,3%, на сегодняшний день она выросла до 85,1%. Можно дискутировать на тему о том, хорошо это или плохо, но процесс этот объективный, консолидация нашего рынка - это отражение общей консолидации мирового рынка пива, но при этом нужно обязательно принять во внимание важность для отрасли работу средних и малых предприятий.

Основные проблемы пивоваренной отрасли можно разделить на четыре категории - это политические, законодательные, экономические и социальные. К политическим проблемам можно отнести лоббирование конкурирующих отраслей (прежде всего производителей водки и крепких напитков во всех органах власти) и популизм лидеров общественного мнения, а также сведение проблемы алкоголизма в стране к вопросу так называемого пивного алкоголизма.

Имеется ряд мнений ведущих научных и медицинских специалистов о том, что пивной алкоголизм - тема надуманная, и вот на этой теме я хочу коротко остановиться. Что же мы имеем на самом деле? Обратимся к цифрам. По данным исследований, проведенных агентством Canadean Global Beverage Consumption в России приходится 3,6 литра чистого алкоголя на душу населения.

В тоже время, по данным агентства Marketing Intelligence analysis, доля потребления крепких алкогольных напитков на душу населения составляет 20 литров.

Если принять во внимание то, что эти 20 литров состоят из сорокаградусных напитков (хотя это очень консервативное предложение, там ещё участвуют и коньяки по 40 и 45 градусов), то, как минимум, это 8 литров чистого алкоголя на душу населения.

То есть 3,6 литра - это "белый" оборот, с которого государство получает налоги, а всё остальное - это "серый" и "чёрный" оборот, в том числе и суррогаты. И, сравнивая эти данные, мы сразу попадаем в число наиболее тяжко пьющих стран, причём не только по общему объёму, но и по структуре потребления.

И это и есть самая настоящая причина алкоголизации населения страны, и пиво здесь совершенно ни при чём. Поэтому термин "пивной алкоголизм" используется в первую очередь лицами, заинтересованными в сдерживании развития отрасли.

Следующая часть проблем относится к законодательному регулированию пивоваренной отрасли. На протяжении последних лет время от времени появляются законодательные инициативы, в том числе и от субъектов РФ по применению мер государственного регулирования в отношении производства и оборота пива, аналогичные применяемым в отношении крепкого алкоголя. Эта идея постоянно витает в умах некоторых чиновников, потому что речь идёт о сотнях миллионов рублей дополнительного дохода, причём отнюдь не в казну государства.

В тоже время следует отметить, что ряд законодательных инициатив были поддержаны Союзом. В частности, Союз фактически инициировал введение ограничения продажи пива несовершеннолетним. Но в то же самое время, учитывая традиции страны, выступал против запрета на потребление пива на улице. У нашего населения просто нет денег, чтобы постоянно посещать бары и рестораны.

Третья группа проблем имеет экономические причины. К ним следует отнести опережающий рост инфляции по сравнению с ростом стоимости пива. Так, согласно данным Росстата доходы населения, начиная с 2002 года, выросли в два раза, но достигли всего-навсего 7 тысяч 800 рублей в месяц. То есть мы по-прежнему страна с бедным населением.

Инфляция за этот период составила накопительным итогом 36%, а рост средней цены пива составил только 22%. То есть пиво дешевеет, и это, прежде всего, результат обострившейся конкуренции. Приведенные данные наглядно показывают несостоятельность тезиса о сверхдоходах, которые производители пива якобы выкачивают из нашего обнищавшего населения.

Также к экономическим проблем относится рост тарифов монополистов на энергоресурсы и транспорт. При существующей конкуренции в отрасли и низкой отпускной цене пива, постоянный рост тарифов на энергоресурсы и транспорт являются также сдерживающим фактором развития отрасли.

Четвёртая группа проблем - социальная. Уровень жизни населения и потребления растет. В тоже время, сохраняется низкая культура потребления пива. Но здесь присутствуют и экономические причины, и привычка людей пить пиво на улице.

Также к социальным проблемам следует отнести водочные традиции. Согласно данным агентства "A. C. Nilson", средняя цена пол-литровой бутылки пива в 2005 году составила 15,5 рублей, средняя рыночная цена водки - 90,5 рублей. Речь идёт, конечно же, об официальной водке.

И даже если мы будем сравнивать эти данные, то среднее соотношение стоимости бутылки водки и бутылки пива составляет 1:6, то есть за одну бутылку водки в нашей стране можно купить шесть бутылок пива. А если учесть, что низкоценовой сегмент водки даже официально составляет только 70% от среднеценового, то дешёвой водки можно купить ещё больше.

Хочу напомнить, что в СССР данное соотношение равнялось 1:12. То есть в наши дни в России созданы условия для того, чтобы человек, желающий получить эффект от алкоголя и умеющий считать, делал очевидный выбор. Мы не сможем изменить структуру потребления алкоголя в России, если это соотношение не изменится. Для справки: соотношение в Финляндии 1:15, там цена бутылка водки начинается от 30 евро, а бутылка пива стоит 2 евро. Примерно такое соотношение сейчас в Европе и Америке.

К социальным проблемам можно отнести имеющие место попытки формирования антипивных настроений в обществе и создания негативного имиджа пивоваренной отрасли. Здесь нам необходимо приложить максимум усилий для изменения существующего положения. Тем более, что пивоваренная индустрия своими экономическими показателями и социальными проектами заслужила более позитивное отношение к себе.

По данным Росстата пищевая промышленность в структуре экономики страны занимает третье место. В свою очередь, доля пивоваренной отрасли в пищевой промышленности равна 22,7%. Таким образом наша отрасль входит в десятку ведущих отраслей в России.

При среднегодовой численности занятых в промышленности 14,4 миллиона человек число рабочих мест в пивоваренной отрасли составляет 60 тысяч человек или полпроцента. При этом в общем объёме промышленного производства пивоваренная отрасль занимает 2,9%, то есть каждый работающий отрасли работает в шесть раз эффективнее, чем в среднем по России.

Кроме того, отрасль несмотря ни на что сохраняет свою законопослушность, на 100% выполняя свои обязательства перед бюджетами всех уровней. Так, в 2004 году предприятия отрасли уплатили в казну государства 12,1 миллиарда рублей акцизов, в 2005 этот показатель уже составил 14,7 миллиардов. При этом следует отметить, что доля пива в собираемости всех акцизов увеличилась с 6% до 6,2% в то время как доля собираемости акциза на спирт и алкогольную продукцию упала с 27% до 26,2%.

Если говорить о работе Союза, то следует отметить следующее. В целях оптимизации деятельности организации и решения проблем развития отрасли на протяжении последнего года Советом Союза была реформирована внутренняя система управления. Так, решением Совета были созданы четыре новые комиссии. К существовавшим ранее контрольно-ревизионной, наградной и комиссии по работе с общественностью и СМИ, добавились комиссия по работе с органами госвласти, комиссия по этике, бюджетная комиссия и комиссия по внутрисоюзной работе.

Также произошла реорганизация исполнительного комитета, в структуре которого появилось 3 департамента: по работе с общественностью и СМИ, правового и аналитического обеспечения и департамент организационной работы. При этом я хочу с удовлетворением сказать о том, что все созданные Советом комиссии успешно работали на протяжении года.

Результатом работы Союза за отчетный период можно считать следующие достижения.

Было отклонено ряд проектов законов на стадии их внесения. В частности, о включении производства и оборота пива под действие закона о государственном регулировании алкогольной и спиртсодержащей продукции, об увеличении ставки акциза на пиво на 2006 год на 136%.

Президентом РФ был отклонен закон об ограничениях продажи пива и полном запрете его потребления в общественных местах. В результате, закон вышел, но не в столь жёсткой форме.

Мы добились снижения на 50% таможенной пошлины на некоторые виды производственного оборудования, установления фиксированной пошлины на поставки солода. Также на общественных слушаниях в Госдуме был одобрен проект ФЗ "О специальном техническом регламенте на пивоваренную продукцию и её производство". Это очень важный для нашей отрасли закон, и мы будем продолжать над ним работать, потому что, как известно, ГОСТы отныне уже не являются обязательными, но при этом существует правовой вакуум, который создает почву для ведомственных злоупотреблений.

Основными целями Союза на ближайший период являются следующие задачи: создание приемлемых и предсказуемых законодательных, экономических и политических условий деятельности отрасли и её дальнейшего развития. Здесь на первом месте стоит разработка концепции алкогольной политики государства. Три года назад уже была попытка принять алкогольную концепцию государства, она обсуждалось на Госсовете. И хотя главная идея была направлена на оздоровление нации, концепция была заблокирована. Причина, по которой это было сделано кроется в том, что в концепции содержалось предложение экономическими методами изменить структуру потребления напитков в пользу натуральных вин и пива. Также очень важно вести работу по принятию сбалансированного подхода к акцизной политике. Здесь нужно ставить вопрос о паритете отпускной цены бутылки пива и бутылки водки. И, таким образом, тут два теоретических пути: либо увеличить стоимость бутылки водки, либо снизить стоимость пива.

Вам хорошо известно, что многие наши предприятия уже сейчас работают на грани рентабельности, особенно средние и малые предприятия, поэтому этот путь просто невозможен. Нужно ставить вопрос о том, чтобы "заморозить" акциз на пиво на нынешнем уровне и постепенно акцизной, налоговой нагрузкой приводить соотношение цены в нормальное состояние.

Необходимо, также, инициировать изменения в закон "О рекламе". Несмотря на то, что он только что принят, тем не менее, мы должны продолжать эту работу. Следует отметить, что мы согласны со многими положениями этого закона. Действительно, наше население, наверное, подустало от рекламы, и она весьма назойлива. Также, мы категорически согласны с тем, что реклама пива не должна быть направлена на несовершеннолетних, не должна быть агрессивной и т.д. Большая часть этих ограниченных содержится в Кодексе чести российских пивоваров, который принят сообществом.

Одновременно с этим закон содержит ряд просто абсурдных утверждений, например, запрет на использование в рекламе анимации и образов людей и животных. Сейчас на примере последних роликов мы видим, что в конечном итоге этот запрет всё равно обходится. Также, значительное ограничение по времени рекламы на телевидении тоже может быть оспорено.

Не менее важная задача - нейтрализация негативного отношения к пиву и отрасли в органах государственной власти и обществе в целом. Главное направление здесь - укрепление имиджа пивоваренной отрасли как экономически значимой и социально-ответственной индустрии. Участвовать в этой работе призываю всем членов Союза. Мы продолжим публикацию Социального отчёта пивоваренной отрасли, на первый выпуск которого были получены очень хорошие отклики как органов государственной власти, так и общественности. Кроме того, мы продолжим поддержку инициативы по ограничению потребления пива несовершеннолетними. Также мы можем содействовать государству в выпуске социальной рекламы, направленной на повышение культуры потребления пива.

И в завершение своего выступления я хочу сказать, что принятие мер, направленных на снижение потребления крепких напитков и увеличение доли натуральных вин и пива - это самый реальный и самый действенный путь улучшения тяжёлой алкогольной ситуации в России.

Во-первых, затраты на производство пива достаточно велики и не могут быть ниже определённого уровня. Во-вторых, конкуренция на рынке пива весьма серьёзная, что не позволяет завышать отпускные цены. Нигде в мире пивоварение не служит источником сверхдоходов, и мы не стремимся занять первое место в мире по потреблению пива на душу населения. Наша позиция - пропаганда ответственного, умеренного и культурного потребления пива.

Пивоваренная индустрия уже сейчас делает заметный вклад в экономику России и наш Союз в дальнейшем намерен укреплять достойные позиции нашей отрасли в экономической и социально-политической жизни России.

Возврат к списку