Таймураз Казбекович Боллоев, П-ль Совета Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции, Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
15 Ноября 2006

Уважаемые господа! Я хочу поздравить всех участников с тем, что благополучно прошли выборы Президента Российской Федерации и на ближайшие четыре года мы можем строить серьезные фундаментальные планы, не боясь революционных потрясений.

Прежде всего я хочу сказать, что совещания на федеральном уровне такого масштаба  не было в истории российского пивоварения более 25 лет. Организация  подобного мероприятия в период проведения административной реформы власти в стране, оправданный и положительный факт, подтверждающий значимость пивоварения для экономики России и социальной жизни общества и демонстрирующий высокую степень заинтересованности  власти и бизнеса  как текущими проблемами нашей отрасли, так и ее перспективами.

Пятнадцать лет назад, выезжая в Европу и общаясь со своими коллегами пивоварами, мы чувствовали снисходительное к себе отношение. Считалось, что мы отстаем минимум на 25 лет и вряд ли сможем их догнать, не говоря уже о конкуренции.

Прошло время и в отечественном пивоварении за эти годы произошли колоссальные изменения. Сейчас мы с чувством гордости можем сказать, что промышленное пивоваренное производство в современной России не уступает европейским государствам, а может быть уже и опережает.

Сегодня, мы  достойно можем конкурировать с мировыми производителями продукции в области качества, в области технологии.

В докладе Владимира Григорьевича Кайшева прозвучали цифры о состоянии отрасли, о темпах роста производства пива. Более обстоятельная статистика представлена и в материалах к совещанию, которые вы получили при регистрации. Поэтому повторяться по этому поводу не буду, а хотел бы основную часть своего выступления посвятить тем проблем, которые наряду с достижениями существуют у отрасли и сдерживают развитие рынка пива России и являются наиболее актуальными. Считаю это необходимым в связи с тем,  что среди участников совещания - представители профильных министерств и ведомств, от которых зависит решение наших проблем.

Несмотря на то, что последние годы отрасль развивается она сегодня как по оснащенности современным оборудованием, так и по финансовому состоянию предприятий представляет две полярности. Есть суперсовременные предприятия, а есть заводы, которые работают на изношенном оборудовании, которое эксплуатируется по несколько десятков лет. В среднем по отрасли действующая активная часть основных фондов имеет износ порядка 50 %. Современное отечественное пивоваренное оборудование в стране практически не производится, и все его поставки осуществляются из-за рубежа. При этом не каждое предприятие может себе позволить приобрести его. Высокая стоимость оборудования, таможенные и транспортные тарифы делают его недоступным для предприятий малой и средней мощности.

В последнее время со стороны государства мы ощущаем желание активно помочь отрасли. На большинство наших обращений мы получаем внятные и конкретные ответы. К сожалению, происходит это не столь оперативно, как нам бы хотелось.

Так, наиболее сдерживающим фактором здесь является проблема таможенной политики государства. Если в европейских странах вполне привычным делом является практика оперативного и гибкого изменения таможенных пошлин в считанные месяцы (некоторые пошлины меняют чуть ли не раз в три месяца в зависимости от необходимости), то у нас эта процедура занимает годы.

Так, например, по нашим обращениям в Комиссию Правительства по защитным мерам и таможенно-тарифной политике о снижении ставок пошлин на пивоваренное оборудование, аналоги которого не производятся  в России, рассмотрение длилось более двух с половиной лет. При этом сама процедура введения сниженной пошлины на постоянную основу занимает более года. По сути, решение одного вопроса может растянуться на пятилетку. О какой реконструкции среднего и малого пивоваренного производства при таком подходе можно говорить. Это только один из множества фактов, с которыми приходится сталкиваться в повседневной практике. Думаю, что мои коллеги - руководители пивоваренных компаний в своих выступлениях также скажут о конкретных проблемах, мешающих развитию производства.

В ряду актуальных проблем,  сдерживающих производство и негативно влияющих  на развитие рынка пива, является фискальная направленность налоговой политики государства, в основу которой заложены принципы не стимулирования развития промышленного производства, а извлечения оборотных средств у производителей. Взять акцизы на пиво, которые не позволяют отрасли развиваться, особо тяжелым бременем ложатся на малый и средний пивоваренный бизнес. В связи с этим мы неоднократно поднимали  на федеральном уровне  вопрос поддержки малого и среднего пивоваренного бизнеса. Понимания со стороны власти в этом вопросе пока нет. Предлагаю сегодня в ходе совещания более детально обсудить проблему поддержки малого и среднего пивоваренного бизнеса и выработать по этому вопросу рекомендации и включить их в итоговый документ совещания.

Ряд актуальных вопросов  отрасли я выносил на обсуждение Совета по предпринимательству при Правительстве РФ, членом которого являюсь. В частности, очень активно обсуждалась проблема открытия специальных счетов, на которые должен перечисляться НДС. Инициатором этого нововведения является Минфин. Пока решение вопроса приостановлено, но я не думаю, что надолго, потому что речь идет об аккумулировании средств предпринимателей на этих счетах в сотни миллиардов рублей и, по сути, выведении их из предпринимательского оборота. Принятие такого положения тяжелым бременем ляжет на всех производителей, и государство не должно этого допустить. Поднимал я вопрос и о нецелесообразности отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Сегодня уже очевидно, что её отмена была ошибкой, негативно сказавшейся на инвестиционном климате в стране, шагом, в результате которого проиграли все - и бизнес и государство.

Значимым вопросом для отрасли является принятие мер, направленных на стимулирование дальнейшего технологического развития отрасли. Ее инвестиционный потенциал оценивается в 2 миллиарда долларов. Но, чтобы превратить потенциал в реальные капиталовложения, необходимы льготы - вплоть до освобождения от налогов на период плановой окупаемости проекта. Сегодня в нашей стране эта идея пока не имеет достаточной поддержки. Но, по мере роста эффективности налогового администрирования и выработки внятной промышленной политики государство, я убежден, вернется к данному вопросу.

Понятно, что продолжение нынешней налоговой политики приведет к тому, что крупным компаниям будет сложнее развиваться прежними темпами, что мы уже видим на практике и при этом существует вероятность, что  в течение нескольких лет мы можем потерять половину малых и средних пивоваренных заводов.

Хочу отметить, что большинство из них являются градообразующими в своих регионах, выполняют на местном уровне значимую социальную функцию - уплачивают налоги, обеспечивают работой и стабильной заработной платой и пенсией людей, участвуют в социальных программах. Их закрытие станет серьезной социально-экономической проблемой не только регионального масштаба.

Сдерживающее влияние на развитие отрасли оказывает тарифная политика монополистов.  Как известно, рост цен на электроэнергию, железнодорожные перевозки, которые устанавливают монополисты, влияет и на рост цен у производителя. В нашей отрасли, например, в структуре производства затраты на электроэнергию имеют огромное значение. Актуальными для отрасли являются и тарифы на перевозку товара. Позиция монополистов здесь  направлена на одно - не изменяя качество предоставляемых услуг любыми способами добиваться повышения их стоимости. Без государственного влияния на тарифную политику реальный сектор экономики, к которому относится и пивоварение, будет находиться под постоянным прессом монополистов. В конечном итоге это сказывается на потребителях, на социальном климате в обществе.

Серьезная проблема у нас и с состоянием отечественной сырьевой базы. Об этом уже было сказано В.Г. Кайшевым, в частности, речь шла о принятой Министерством сельского хозяйства Отраслевой целевой программе обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 гг. и на период до 2010 года и Отраслевой целевой программе "Хмель" на 2003-2005 годы и на период до 2010 года. В связи с этим хотел бы добавить, что пока не будет последовательной и финансово подкрепленной государственной политики по развитию селекции хмеля и ячменя с высокими пивоваренными качествами, строгого соблюдения агротехники их выращивания, импорт солода и хмеля будет расти. Для улучшения взаимодействия  предприятий пивоваренной отрасли с сельхозпредприятиями необходимо изменить практику льготного кредитования АПК. Кстати хочу упомянуть, что хмель не входит в перечень сельхозкультур, кредиты на производство которых льготируются.

В целом система кредитования должна обеспечить доступ всех предприятий единой технологической цепи к средствам фонда льготного сезонного кредитования. При этом получателем кредита целесообразно определять не сельхозпроизводителя, а производителя конечной продукции. В этом случае отбор кредитуемых предприятий, определение объемов производства и формирование требований к технологиям будет определять профессиональный оператор рынка, заинтересованный в обеспечении конечной эффективности производства и способный достичь согласования экономических интересов всех участников.  

Волнует нас и современное состояние рынка солода, вернее его поставки, которые производятся в последнее время в ущерб производителям пива. Поэтому в целях формирования цивилизованного рынка солода в России и защиты отечественных производителей мы обратились в Комиссию Правительства РФ по защитным мерам и таможенно-тарифной политике с просьбой установить на поставки солода комбинированную ставку в размере  10% от стоимости товара, но не менее 22 евро за тонну. 

Вместе с тем пивоваренные компании сами начали активно вкладывать средства в развитие сырьевой базы. Так, построили новые современные солодовни ОАО "ПК "Балтика", ЗАО "Очаково", ОАО "Красный Восток". В ближайшее время будут введены солодовни, строительство которых ведут "Балтика", "Очаково", "Сан Интербрю" и др.   Таким образом, отрасль самостоятельно создает условия для дальнейшего развития рынка.

Важной задачей является и восстановление утраченных рынков сбыта российской пиво-безалкогольной продукции.  Государство должно способствовать созданию условий для продвижения пивоваренной продукции на внешние рынки, необходима государственная поддержка экспансии наших товаров в страны СНГ и дальнего зарубежья и обозначение России как потенциального поставщика пива на мировой рынок.

На практике мы видим совершено обратное. Пивоваренные компании развивают экспортные поставки, но при этом в ряде стран в отношении нашей продукции применяются на государственном уровне различные меры по выдавливанию российского пива с рынка. Так происходит в Белоруссии, Казахстане. При этом российское Правительство почему-то не считает целесообразным применения аналогичных мер в отношении поставок из этих государств.

Более того, если попробовать пройти путь экспортера от начала до конца - от таможенного оформления до оформления освобождения от уплаты НДС и акциза в ГНИ, можно констатировать это путь "через тернии к звездам", не  многим энтузиастам его удается пройти до конца. К сожалению, все наши обращения в Правительство по упрощению процедуры к реальным изменениям пока не привели.

Хотел затронуть и еще один злободневный для всего пивоваренного сообщества, а также и для общества в целом вопрос. Речь  о том негативном давлении на отрасль, которые в последние годы мы испытываем. В прессе, в обществе формируется негативный образ пива как продукта, профессии пивовара. Я не буду подробно раскрывать эту тему, но уверен - здравомыслящие люди понимают, где правда, а где ложь во всем этом.

Огорчает тот факт, что в антипивной компании, которая ведется против отрасли, принимают участие отдельные представители государственных органов. Хотелось, чтобы на государственном уровне более взвешено относились к отрасли, к десяткам тысяч работников, которые производят высококачественную конкурентоспособную продукции.

Подводя итог сказанному, убежден, что для дальнейшего развития  отрасли необходимо на государственном уровне принять решения  об отмене ограничения для малых пивоваренных предприятий на применение упрощенной системы налогообложения,  о применения европейской модели уплаты акциза на пиво в зависимости от мощности производства, о сдерживании роста акциза на пиво, о снижении до минимальных ставок импортных пошлин на ввоз пивоваренного оборудования, аналоги которого не производятся в стране, о возврате в Налоговой кодекс понятия "инвестиционная льгота" по налогу на прибыль.

Учитывая, что выступающих сегодня много и мои коллеги еще скажут о других проблемах, на этом свое выступление закончу.

Возврат к списку