А. К. Кушниренко, Руководитель Департамента тарифного регулирования Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
15 Ноября 2006

Спасибо организаторам совещания и руководителям Союза за предоставленную мне возможность выступить. Я хотел бы подчеркнуть, что наше взаимодействие в области таможенного регулирования с пивоваренным сектором за истекшие годы строилось на основе инициативы Союза российских пивоваров, на основе ваших запросов и ваших предложений.

Что было сделано за эти годы?  Первое и очень важное решение - о снижении таможенных пошлин на технологическое оборудование. Помимо этого существуют проблемы, которые носят комплексный характер. Здесь уже поднималась тема по солоду. Это сложный вопрос, требующий тщательного, взвешенного подхода. Но есть другие вопросы, по которым нужно принимать быстрые решения, что, к сожалению, не всегда получается. Например, постановление о снижении пошлин на технологическое оборудование, которое было подписано 24 февраля 2004 года, мы внесли в аппарат Правительства в начале августа прошлого года. Оно возвращалось к нам пять или шесть раз. Сначала не понравился цвет чернил, которыми были визы сделаны. Потом оказалось, что поскольку отдельные виды пивоваренного оборудования транспортабельны, то нужно согласовать его с Министерством транспорта, затем с Минсельхозом. И там, и там есть препоны. Я надеюсь, что та реструктуризация государственных структур управления, которая сейчас происходит, будет способствовать  более оперативному и эффективному принятию решений. 

Помимо вопросов, связанных с оборудованием у нас был непростой вопрос по таре, по алюминиевым банкам.  Было выбрано компромиссное решение, которое сейчас устраивает и российских производителей, и российских потребителей алюминиевой тары.

Что сейчас есть в портфеле заказов, и над чем мы сейчас работаем? Прежде всего, мы будем продолжать работу по снижению пошлин на технологическое оборудование. С одной стороны, мы будем ждать конкретных предложений от вас, а именно на что именно и насколько нужно снижать. С другой стороны, я хочу привлечь ваше внимание к принципиальному решению. До сих пор у нас тариф на ввозимую продукцию во многом играл  фискальную роль. Сейчас  ситуация постепенно меняется. Правительство  не ставит так много на сборы от импортных пошлин. Поэтому было принято решение об отмене существующего минимума в пять процентов в отношении таможенных пошлин. Теперь можно будет устанавливать пошлины и ниже этого порога. Прежде всего,  мы все уверены, что это должно коснуться технологического оборудования. Пошлины на  оборудование, которое в России не производится, будут и дальше снижаться. Здесь инициатива за вами. Ждем от вас предложений, на какие виды оборудования нужно снижать пошлины в первую очередь.

Правильно здесь говорилось о сложных процедурах таможенного оформления. Мы все очень  рассчитываем на то, что новый Таможенный кодекс, который вступил в силу с 1 января 2004 года, поможет всем операторам экономической деятельности.  Поскольку сейчас Министерство и Государственный Таможенный Комитет составляет фактически единое целое, то пишите нам обо всех проблемах, которые вы встречаете в отношении таможенного регулирования. Мы постараемся их быстро разрешить, потому что определенные шероховатости в Кодексе есть. В связи с этим мы  будем вносить изменения и менять его в пользу создания благоприятной обстановки для операторов внешнеэкономической деятельности.

Еще одно предложение, которое находится у нас на рассмотрении, касается создания равных конкурентных условий на российском рынке  для компаний, которые   импортируют солод. Мы столкнулись с ситуацией, когда одни компании платят пошлины в полном объеме, а другие стараются их избежать. Естественно, что вторые получают определенный выигрыш на российском рынке, поскольку все это сказывается на конечной цене продукции.

Поскольку пивоваренный рынок растет не теми темпами, что раньше, то эти дополнительные не совсем добросовестные конкурентные преимущества сказываются на рыночной ситуации. Наше предложение: внести  минимум, определенное количество евро за тонну, которые должны будут платить все. И это поставит всех в равные конкурентные условия. Пока еще мы никаких возражений ни от кого не услышали, но решение еще не принято, и мы готовы учесть ваши замечания. Кстати, начиная с января этого года, проекты всех решений, которые находятся у нас в портфеле разработки, можно посмотреть на сайте нашего министерства.

Теперь я хочу поговорить о ближайших перспективах. Наверное, вы все слышали о том, что Россия присоединяется к Всемирной Торговой Организации. Одним из условий присоединения любой страны является договоренность по максимальному уровню таможенных пошлин на товары, которые ввозятся в страну. Нам очень важно знать ваше мнение именно сейчас,  потому что на самом деле переговоры находятся в завершающей стадии. Если все пойдет нормально, то к концу года мы практически такие технические переговоры завершим. 

Я отмечу особенности переговоров по трем группам товара. Прежде всего о пиве. Как вы все знаете, сейчас экспорт не играет значительной роли  на нашем рынке. Вместе с тем, существует много стран, где слово "пивовар" звучит гордо. Естественно, что эти страны выдвигают на первый план снижение пошлин на пиво, на готовую продукцию. Речь идет, прежде всего, о  странах Европейского Союза. Кроме того, есть такие географически удаленные от нас страны, которые вряд ли когда попадут со своим пивом на наш рынок, но для которых пиво является национальным продуктом. К таким странам относится, например, Мексика.  Она тоже ставит вопрос о снижении пошлины на ввоз пива в Россию. С одной стороны, наверное, можно было бы с этим смирится, так как главную конкуренцию составляет пиво, которое поступает на российский рынок просто без пошлины. Но это не американское пиво и не мексиканское. Но, тем не менее, к решению этого вопроса можно подходить взвешенно и объективно.

Второй и, наверное, еще более сложный вопрос - это требования наших партнеров значительно снизить пошлины на импорт солода. Это вопрос принципиальный. Либо мы его выращиваем у себя, и тогда нам нужно держать какой-то уровень защиты, либо мы пускаем импортный солод на внутренний рынок, не регулируя его доступ фактически. Либо есть третий вариант, согласно которому мы допускаем его через определенное время, за которое отечественное производство солода успеет встать на ноги.  Не обязательно снижать сразу пошлины. Можно снизить ее через пять-семь лет. Тогда, когда это уже будет не страшно для наших производителей.

И, третье, с чем мы, наверное, можем согласиться - это требование  снижения пошлин на технологическое оборудование. Я думаю, что это не  проблема. Наверное, здесь возможны  пакетные решения. Но это предмет для нашего совместного анализа.

Здесь уже затрагивали тему о наших соседях по СНГ, в частности, о дискриминационных мерах по отношению к российским товарам на белорусском рынке, на украинском рынке, что меры не всегда принимаются, или они принимаются формально.  Я не буду особенно касаться этой области. Вы все прекрасно понимаете, что здесь играет роль не только экономика, но и политика. Даже газовые проблемы решаются не так быстро и просто, как хотелось бы. Часто это связано с механизмом их решения. Возможны асимметричные ответы.

Я приведу пример из другой области. Наши производители сахара столкнулись примерно с такой же ситуацией, когда наши ближайшие соседи предоставляют колоссальные льготы для своих производителей и закрывают рынок для российских производителей. После длительного анализа было принято чрезвычайно эффективно решение.  С первого мая весь белорусский сахар будет ввозиться только через один или два таможенных склада на территории Москвы и Московской области, где он будет подвергаться скрупулезному анализу на предмет белорусский это сахар или польский? Аналогичный механизм можно ввести и в вашей сфере для того, чтобы компенсировать тот ущерб, который вы терпите на белорусском рынке. Давайте думать об этом вместе. Мы всегда открыты для диалога с пивоварами.

Возврат к списку