Виктор Владимирович Пятко, Генеральный директор ООО «Пивоварня Хейнекен»
15 Ноября 2006

Тема моего выступления называется "Тарифная политика государства и ее влияние на состояние отрасли". В процессе подготовки данного выступления я просмотрел подшивку материалов в газетах за последнее время и пришел к выводу, что в нашей стране все разбираются не только в вопросах футбола и воспитания детей, но, также еще в вопросах тарифной политики в области естественных монополий. У нас только ленивый не выступил в средствах массовой информации и не высказал какие-то предложения. Но я не являюсь теоретиком в этом вопросе, поэтому не буду высказывать какие-то истины. Я эту науку постигал на практике. Поэтому позвольте привести пару примеров из моего собственного опыта.

Пример номер один. Речь идет о событиях четырехлетней давности. Наша компания бурно развивается. Мы увеличиваем объемы перевозок по железной дороге. И я принимаю участие в совещании управления железной дороги. Разговор идет таким образом.  В наш адрес высказываются претензии: "Вы забиваете магистральные пути железной дороги, блокируете работу сортировочных  станций, создаете проблемы железной дороге, поэтому, будьте любезны, на свои денежки стройте новые железнодорожные пути, обустраивайте железнодорожные станции и вообще развивайте нашу инфраструктуру". Я был этим поражен. И резонно возразил: "Ведь мы же платим вам тариф! Это же тариф за услуги! Вы обязаны нам по этому тарифу оказывать нам соответствующие услуги". Железнодорожники были оскорблены до глубины души этим крамольным, по их мнению, высказыванием.  В общем, глубина непонимания была просто ужасной. Мы разговаривали на разных языках.

В итоге мы практически восстановили железнодорожные пути. Мы сейчас работаем над тем, что прокладываем второй железнодорожный путь. Мы купили два локомотива и работа, таким образом, идет.

Второй пример. Похожая же ситуация. Мы наращиваем объемы производства и соответственно объемы потребления электроэнергии. Состоялся разговор с "Ленэнерго". Веселые питерские энергетики шутят в наш адрес: "А вложите-ка вы полтора-два миллиона долларов в нашу инфраструктуру, а мы на ваши деньги ее улучшим и будем вам, потом, по тарифу продавать нашу электроэнергию". Мы подумали и ответили шуткой на шутку - мы вложили два миллиона долларов в строительство собственной теплоэлектростанции. И теперь мы не только не будем покупать электроэнергию, но еще способны ее продавать в осенне-зимний период.

И совсем свежий пример. Уже реорганизованное РАО РЖД. Разговор не с чиновниками министерства, а с менеджером РАО РЖД. Как коммерсант коммерсанту он мне заявляет примерно следующее: "Себестоимость пива, как я знаю, у вас два рубля за бутылку, а отпускная цена двадцать рублей. Поэтому вы можете вполне платить тарифы за перевозку и в два, и в три раза выше". Я был удивлен столь дремучей некомпетентностью и отсутствием логики у собеседника и попытался ему объяснить состояние дел в пивоваренном бизнесе. Но это было бесполезно. У монополиста одно на уме - как можно больше обобрать клиента без предоставления каких-либо новых услуг.

В итоге тарифы на перевозки пива были увеличены  и убыток только  нашей компании составляет три миллиона долларов в год. Если это распространить на отрасль, то можно смело умножить сразу на двадцать. Мы не можем позволить себе такие убытки. Мы будем  использовать другие виды транспорта или, в конце концов, начнем транспортные дирижабли строить. Кстати, это еще и прекрасный  рекламоноситель получится.

Подобных историй каждый из сидящих здесь директоров может рассказать десятки. И они отражают всю глубину и серьезность проблемы взаимоотношений монополиста и коммерческой организации. В структуре нового российского Правительства, в составе Министерства экономического развития и торговли создана Федеральная служба по тарифам. Согласно указу Президента РФ  номер 314 от 9 марта 2004 года этой службе передана функция по установлению тарифов от упраздненной  Федеральной энергетической комиссии.

Мы все с большим интересом ждем Положения об этой службе, потому что мы полагаем, что кроме тарифов на электроэнергию и тепло она также будет регулировать тарифы железнодорожных перевозок. То есть все будет объединено в едином органе. Мы уверены, что в этом органе так же, как и во всем нашем новом Правительстве будут работать грамотные и компетентные специалисты.  Однако нет никаких оснований полагать, что такая сложная и многоплановая проблема будет решена одним махом, что будет издано одно какое-то гениальное постановление или закон, и все проблемы исчезнут. Убежден, что подобного рода задача решается кропотливой и упорной работой в открытом  режиме, в режиме диалога с учетом участия всех заинтересованных сторон. В этом плане Союз российских пивоваров может и должен стать надежным партнером в работе со вновь созданной правительственной структурой.

В уже существующем федеральном законе о регулировании тарифов в сфере топливно-энергетического комплекса содержится ряд принципиальных положений, которые создают принципиальные предпосылки для успешного решения этой проблемы. Это, в частности, состязательный порядок установления тарифов, равенство органов, устанавливающих тарифы, а также, хозяйствующих субъектов, для которых они их устанавливают. Я повторю еще раз эту фразу. Это, по моему мнению, ключевая и принципиальная фраза: равенство органов, устанавливающих тарифы, а также, хозяйствующих субъектов, для которых они их устанавливают.

Недавно я услышал фразу на английском языке, которая в переводе на русский язык звучит так: "Так как мы не знаем, куда идти то любая дорога будет нас приближать к цели". Я не сомневаюсь, что наше новое Правительство способно найти правильный путь к цели. Мы готовы оказать посильную помощь для достижения этой цели. В частности, я предлагаю дополнить пункт пять обращения совещания не только в плане таможенных тарифов, но также и тарифов на естественные монополии. Если эта дорога не будет найдена, то мы вынуждены будем кроме производства пива заниматься строительством железных дорог, будем строить электростанции, прокладывать газопроводы в недалеком будущем и еще что-нибудь подобного рода.

Возврат к списку