Андрей Рафаилович Стерлин, Генеральный директор компании «Бизнес-аналитика»
15 Ноября 2006

Я хочу представить вашему вниманию информацию о тенденциях на рынке пива в цифрах. Эти цифры основаны на данных экономического мониторинга порядка 15 тысяч розничных торговых точек, который наша компания проводит в стране. Первое с чего мы начнем - это динамика сегментов в течение последних двух лет.

Уже чуть больше года наблюдается устойчивая тенденция к росту доли сегментов премиального и лицензионного пива. Практически все крупные компании начали выпуск лицензионных марок пива, и доля этого сегмента практически утроилась с начала 2002 года. Доля премиального сегмента также выросла на два процентных пункта за последний год. Произошло это, прежде всего, за счет перехода потребителей со среднеценового сегмента в более высокий, премиальный сегмент.

За последнее время на рынке появилось много новых марок. Если раньше этот рост был буквально ошеломительным, до 40% в год, то сейчас динамика несколько замедлилась, но все равно порядка 100-150 новых марок в год на рынке появляется. При этом в прошлом году особенно большое количество новых запусков наблюдалось в сегменте дешевого пива и среднеценового пива. Но при этом следует обратить внимание, что наиболее успешные новые запуски с точки зрения прибавления доли рынка, которые они в своем сегменте отбирали, был в сегменте дешевого и лицензионного пива.

В отрасли продолжается процесс концентрации и, если первые три ведущие компании сохраняют свою долю рынка на уровне примерно 55%, то второй и третий эшелон, первая пятерка и первая десятка, суммарную долю рынка наращивают. И первые десять компаний контролируют уже порядка 80% рынка тарированного пива.  Собственно, это относится и ко всему пиву в целом по стране.

Усиливается и конкуренция.  Первые двадцать-тридцать марок, то есть группа "Марки лидеры" уступают свою совокупную долю маркам так называемого второго эшелона. 

Если посмотреть соотношение тарированного и разливного пива, то очевидно, что  доля разливного пива несколько снижается.  Я еще раз повторюсь, что это данные нашего мониторинга. Они подтверждаются данными такого авторитетного международного агентства как  "Кэнаген". Нужно сказать, что снижение доли разливного пива в 2003 году происходило за счет вымывания самых дешевых его разновидностей. Это то, что продается точками низкого класса, из бочек.  То есть фактически доля бочкового пива снизилась до минимума. Сейчас она составляет 6%.

Интересна ценовая динамика  разливного и тарированного пива.  Цена на разливное пиво растет гораздо быстрее, чем на тарированное, но при этом я должен обратить внимание на огромный разрыв по цене на разливное пиво в Москве и Питере по сравнению с ценами в других городах России.

Привлекает внимание и структура рынка по типу упаковки. Наблюдается устойчивый рост банки. И мы предполагаем, что в ближайшие годы банка будет прирастать как минимум на один-два процентных пункта в год. При этом ПЭТ-упаковка, которая росла в предыдущие годы очень сильно, стабилизировалась на уровне примерно 34-35%. Мы предполагаем, что так оно и будет держаться.

В последнее время наблюдается тенденция к снижению крепких сортов пива.  Но нужно сказать, что этот сегмент не очень насыщен, здесь немного марок, поэтому удачная, успешная жизнь на рынке двух марок может эту тенденцию изменить.  Я думаю, что сегмент "Крепкое, очень крепкое" должен стабилизироваться на уровне 15-18%.  При этом хочется отметить, что безалкогольное пиво, которое недавно было  новинкой на рынке, сейчас стабильно держится на уровне 1,5-2%.

Немного скажу о ценовой политике на рынке. Пиво в прошлом году в среднем подорожало на 7,6% и, таким образом значительно отстало от инфляции, которая превысила 11%. Но это зависит от многих факторов. 

Подводя итоги, мы можем констатировать, что  отрасль продолжает расти, хотя и не столь бурно, как в предыдущие годы. И мы предполагаем, что темп роста сохраниться на уровне 3%-4%. Будет продолжаться рост лицензионного и премиального сегмента. Доля ПЭТ-упаковки стабилизируется на уровне порядка 34-35%, а доля баночной упаковки вырастет. Будет продолжаться консолидация отрасли, несмотря на уже довольно высокий уровень концентрации. Но, как мы знаем, некоторые активы еще достаточно привлекательны. И мы полагаем, что очень сильно вырастет значение разнообразных факторов конкуренции.  Спасибо за внимание.

Возврат к списку