Ян Веселы, Президент Европейской Пивоваренной Конвенции
15 Ноября 2006

Прежде всего, я хотел бы представиться. Я работаю двадцать шесть лет в пивоваренной промышленности. Двенадцать лет являюсь Председателем чешского союза пивоваренных и солодовенных заводов. И семь лет работаю в руководстве Европейской Пивоваренной Конвенции. Шесть лет на посту вице-президента, а сейчас на посту Президента Конвенции. Цель моего выступления: высказать свой взгляд на некоторые тенденции российского пивоварения.

За последние три года Россия по уровню производства пива поднялась с восьмого на пятое место в мире.

В качестве примера позитивной динамики приведу такой пример. В 2002 году первое место занимал Китай с 236 миллионами гектолитров. На втором месте были США. У них потреблялось 235 миллионов гектолитров. На третье место занимала Германия. У них было 108 миллионов. На четвертом место стояла Бразилия с 86 миллионами. На пятом месте в мире уже была Россия. Но догнать и перегнать Бразилию будет не просто, потому что у них 86 миллионов. Но все равно с точки зрения мира и мировой продукции, которая вообще достигла 1 миллиарда 444 миллионов гектолитров пива в год, Россия стала новой быстрорастущей страной по производству пива. Исходя из этого, я прогнозирую, что события будут развиваться по следующему сценарию.  Средний уровень потребления пива на душу населения в более-менее развитых пивных странах составляет 80 литров в год. Конечно, существуют такие рекордсмены, как моя страна, где пьют 160 литров пива на душу в год. Также лидируют известные своим пивом страны, как Ирландия, где пьют 125 литров в год, Германия, где пьют 122 литра в год, Британия, где пьют 101 литр на душу в год. Значит, 80 литров - это не очень оптимистический взгляд. Это только, я бы сказал, средний уровень. При достижении этого уровня Россия выйдет на третье место в мире и первое место в Европе, потому что выпуск продукции в Германии медленно, но постоянно падает.  Значит,  на пьедестале почета стабилизируются Китай, США и Россия.

А сейчас о том, какая ситуация сложилась в Европе. В европейских странах существуют исторические корни и традиции, развитая отрасль промышленности, современная техника, высокое качество пива, развитая торговая сеть. Пивоваренные заводы имеют свою дистрибуцию и постоянную кооперацию с коммерсантами. Но все пивоваренные заводы стараются контролировать снабжение своей продукции комплексным образом до последнего магазина, до последнего пивного бара.

Большое внимание уделяется культуре потребления. Пивоваренные заводы сами стараются воспитывать народ в европейских странах, развивать умеренное потребление пива большинством потенциальных потребителей. Нужно сказать, что пьют по-немногу практически  все.

Особое значение имеет развитие пивных баров, ресторанов и соответственно производство бочкового пива. Например, у нас в Чехии около 55% всего потребления идет через  пивные бары и рестораны. Потому что имидж марки складывается в ресторанах. Во всех европейских странах пивные бары, рестораны и кафе развиваются с помощью пивоваренных заводов.

Я думаю, что пиво и пивоварение в России сейчас находится на уровне европейского стандарта качества. Я вижу возможность дальнейшей перспективы за счет реформирования системы продаж, открытия собственных торговых точек, работы с магазинами, сетями супермаркетов и гипермаркетов.  В Венгрии и Чехии, например, уже около 75% всех  торговых точек - это супермаркеты, а маленькие магазины просто исчезают.

Конечно, я не могу не сказать о культуре потребления. Везде в европейских странах, где повышается производство и потребление пива - падает потребление стопроцентного алкоголя. Это факт, на который я хочу обратить ваше внимание.

Также хочу немного рассказать про Европейскую Пивоваренную Конвенцию.  Европейская конвенция - это не официальное представительство пивоваров, а взаимное соглашение по основным вопросам. Она основана в 1947 году после войны, когда большинство пивоваренных  заводов было уничтожено. Нужно было повышать технический уровень, качество продуктов, принципиально сосредоточить внимание на сырье.

Конвенция - это трибуна. Сейчас у нас работают тысячи экспертов. От Ирландии до Румынии и Болгарии, от Финляндии до Португалии. Около тысячи коллег, которые работают на пивоваренных заводах,  в научно-исследовательских институтах, преподают в вузах, университетах.  Внутри Конвенции идет постоянный обмен опытом,  информацией. Сейчас в нашей работе участвуют не только европейские эксперты. С нами сотрудничают коллеги из США, Японии. У них тоже существуют аналогичные объединения. Значит, можно говорить о мировом содружестве пивоваров. Японцы и американцы уже стали регулярными членами нашей комиссии. В век Интернета это стало не сложно.

А сейчас об основных направлениях работы. Аналитическая комиссия определяет и стандартизирует современные аналитические методы. Второй пункт - калибровка приборов. И третий пункт - это унификация трудноизмеряемых категорий, таких как плотность, цвет, чтобы все пивовары понимали друг друга. Если плотность составляет 40 единиц или 26 единиц,  то все понимают, о чем идет речь.  Потом очень важна работа комиссии по вопросам ячменя и солода. Не все сорта, которые пригодны для сельского хозяйства, также пригодны для солодовенных заводов и, в конце концов, для пивоваренных заводов.

В последнее время основой нашей работы являются актуальные рабочие группы, которые занимаются проблемами, имеющими влияние на качество и безопасность продуктов питания. Например, влияние токсинов, грибков, плесени в сырье на конечный продукт.

В заключении я хочу отметить, что взгляд Европы на Россию в связи с развитием пивоваренной отрасли и началом изменения традиций потребления алкоголя в пользу пива стал более позитивным. Страна сейчас более известна, как страна стандартного пивоварения. Изменяется, таким образом, и имидж России, имидж россиян в европейском сознании как трезвеющей страны. Значит,  с нашей точки зрения у вас все должно быть нормально.

Возврат к списку