Владимир Николаевич Кусков, Заместитель Генерального директора по экономике и стратегическому планированию ОАО «Свет»
15 Ноября 2006

Прежде всего, позвольте выразить глубокую признательность Председателю Совета Союза российских пивоваров, Исполнительному секретариату Союза за то внимание, которое проявлено к нашей стеклотарной отрасли за предоставленную возможность обозначить наши совместные проблемы на рынке Российской Федерации.

Стекольная промышленность является одной из базовых отраслей экономики, играет важную роль в формировании макроэкономических показателей России. В 2003 году в общем объеме промышленной продукции России доля изделий из стекла составила около 7%. Особенностью стекольной промышленности является высокая капиталоемкость материала и энергоемкость производств. Стекольная отрасль, в целом, в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики, таких как: строительство, автомобилестроение, пищевая промышленность, мебельное производство. И, безусловно, пищевая промышленность превалирует здесь, поскольку производство в общем объеме стекольной промышленности тарного стекла составляет, по различным оценкам, в различные периоды от 60 до 70%. Для того, чтобы участники сегодняшнего совещания представляли, что собой представляет стеклотарная отрасль, я хочу сказать, что на 1 рубль активов (это правило, это практически экономический закон) стеклотарной отрасли приходится в год 1 рубль реализации готовой продукции.

На производство продукции стекольного комплекса расходуется 7,9% топлива в Российской Федерации, 13% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 21% сырья и минеральных ресурсов от общего потребления их в стране. Стекольные предприятия обеспечивают около 20% грузооборота железнодорожного транспорта.

Нас очень серьезно коснулось разрушение экономических связей с распадом Союза. В течение десятилетия разрушалась опытно-конструкторская база стекольной промышленности, фактически прекратилась научно-производственная исследовательская деятельность. Все эти факторы привели к снижению производства на 50% по отношению к доперестроечному уровню.

С начала 90-х годов рост объемов производства пищевой промышленности стал  катализатором в развитии стеклотарной отрасли. Надо отметить, что исторически так сложилось, что стеклотарная отрасль, как таковая, попросту не существовала. Она не была структурирована на государственном уровне, отсутствовали какие бы то ни было правительственные структуры, которые объединяли бы на уровне ведомства или даже министерства Союз стекольщиков-тарников. И в Советском Союзе, и в Российской Федерации стеклотарные предприятия существовали и в строительной индустрии, и в местной промышленности, и в химической промышленности. Поэтому, как таковой, общей политики до последних лет попросту не существовало.

С развитием пивоварения в Российской Федерации начался подъем и в стеклотарной отрасли. Спасением для многих предприятий стало перепрофилирование на выпуск, главным образом, бутылки для алкогольных, безалкогольных напитков и пива. Падение производства удалось прекратить лишь к 1999 году, и в дальнейшем начался динамичный рост.

Структуру производства стекла, мы прекрасно понимаем, определяет потребитель. Глобальное производство зависит от потребности на рынке. Самый крупный сегмент рынка стеклянной тары - это бутылки для пива. В Российской Федерации объем производства стеклянных бутылок в полулитровом исчислении составлял в 1998 году 1 млрд. 800 млн. штук. Чтобы не перегружать участников совещания динамикой роста, я скажу, что уже по итогам 2003 года объем производства стеклянных бутылок в России вырос уже до 6,2-6,3 млрд. штук, а с учетом ввода в ближайшие годы новых стеклотарных предприятий, коренной реконструкции, модернизации, замены оборудования на действующих стеклотарных предприятиях, к 2006 году объем производства бутылок достигнет 9,8 млрд. штук в год. 57% этого объема - бутылка под ваш высокоценный продукт.

В настоящее время цена отечественной бутылки емкостью 0,5 литра составляет от 1 рубля 90 копеек до 2 рублей 50 копеек за штуку. В то же время при поставке бутылок высокого качества для среднего ценового и высшего ценового сегмента вашего продукта, по нашему мнению, имеет меньшее значение цена бутылки, поскольку и сами цены на эти напитки, объемы их производства имеют тенденцию к росту. Здесь мы на основе наших внутренних маркетинговых исследований полностью согласны с анализом, который был приведен компанией "Бизнес-Аналитика". При этом мы прекрасно осознаем, что для вас, для пивоваров, решающее значение играет качество поставляемой нами стеклянной тары, особенно ее внешний вид, и мы сегодня можем удовлетворить ваши требования по качеству стеклянной тары. Как формальные требования - я говорю о соответствии с нормативными документами, - так и фактические потребности заказчиков.

В то же время мы видим некоторую особенность текущего этапа развития российского рынка - серьезный рост фирменного  пива, использование бутылки, соответственно, фирменной и эксклюзивной, и, соответственно, снижение оборачиваемости стеклянной тары. Это, безусловно, в интересах нас, как стеклотарной отрасли, поскольку даже собственно экономические факторы говорят о том, что отказ от длительного оборота стеклянной тары ведет и к улучшению качества пива и ведет к улучшению экономических показателей стеклотарных заводов. Поскольку в составе шахтовых материалов, чем выше доля вторичного сырья, стеклобоя, тем лучше показатели экономики, тем лучше, и чисто технологические показатели. Поэтому здесь есть над чем думать, есть о чем совещаться нам совместно с вами и совместно вырабатывать решения по удовлетворению взаимных интересов.

Мы прогнозируем, что доля стеклянной тары будет колебаться в пределах от 50 до 60% и я думаю, что здесь и интересы пивоваров, и интересы стеклотарной отрасли будут развиваться в одном направлении.

В заключение позвольте мне сказать, что стеклотарная отрасль реализует общую политику достижения полного взаимопонимания со своими клиентами и использует экономический потенциал отрасли для обеспечения потребителей высококачественными товарами по конкурентным ценам. Мы, как представители смежной отрасли, имеем четкое понимание того, что активное, плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с пивоварами является залогом успешного развития и нашего и вашего бизнеса.

Возврат к списку