Андрей Николаевич Донец, Коммерческий директор компании «Росстар»
15 Ноября 2006

Для всесторонней оценки роли пивоваренной индустрии в экономике России необходимо принимать во внимание ее влияние на смежные отрасли, к каковым относятся и те, кто обеспечивает доступность пива для конечного потребителя, и, конечно же, те, кто обеспечивает пивоваров основным, вспомогательным сырьем, упаковкой, оборудованием, предоставляют им инвестиционные и финансовые услуги. Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на индустрию производителей упаковки - в частности, на индустрию производства алюминиевых банок для напитков.

До 1998 года баночная упаковка в Россию импортировалась. Только в 1998 году в России было начато производство алюминиевых банок. Первый завод был запущен в Московской области компанией тогда еще "Сибирский алюминий". И следом шведская компания "PLM", а нынче это английская компания "Рексам", запустила второй завод в России, который расположен тоже в Московской области. Начальные инвестиции в эти два завода превысили 200 млн. долларов. Финансовый кризис августа 1998 года,  негативно сказался на всей экономике, в том числе и на производителях разных видов тары, особенно на баночной индустрии в силу того, что долларовая составляющая в цене банок исключительно высока, а девальвация рубля привела, естественно, к резкому росту рублевых цен.

По сути дела, российская индустрия производства баночной упаковки оказалась под угрозой. Представителями баночной индустрии была принята стратегическая программа, направленная на сохранение внутреннего производства. В ее основе лежало  решение о стимулировании потребительского спроса на внутреннем рынке страны. При этом акцент был сделан пивоваренной отрасли, которая имела наибольшую емкость, высокий уровень консолидации, качество корпоративного управления и значительный потенциал роста.

Несомненно, в одиночестве кэнмейкеры и пивовары не могли бы преодолеть всех этих кризисных явлений, и, естественно, мы работали с другими активным игрокам на этом рынке, а именно: с дистрибуторами и розничными продавцами.

В результате за последние пять лет рынок продаж вырос в двенадцать раз, и вклад пивоваренной отрасли в это весьма значителен, поскольку порядка 60% банки в настоящее время потребляется пивоваренными заводами.

За период с 1999 по 2003 год количество баночных линий в России увеличилось почти вдвое. Поскольку технологические линии розлива в банку в России не производились, то непосредственно экономический эффект для российской экономики заключался в уплате НДС и таможенных импортных платежей.

Партнерами, пивоварами и дистрибуторами финансировалась деятельность, направленная на стимулирование спроса на баночное пиво. За прошедшие пять лет появилось множество новых российских брендов,  естественно, благодаря, в первую очередь, усилиям пивоваров. И подавляющее большинство известных и популярных марок пива сегодня можно найти в баночной упаковке. А ведь в мае 1998 года  всего четыре или пять сортов пива разливалось в банки.

В первую очередь мы использовали прямую рекламу для формирования потребительского спроса. Мы спонсировали Формулу-1, Чемпионат мира по футболу. В результате, за четыре года именно в рекламу и продвижение банки как тары для пива было направлено порядка 7 млн. долларов.

Но формирование потребительского спроса - это не единственная задача. Для того чтобы до потребителя дошел этот продукт, необходимо было обеспечить соответствующий уровень дистрибуции. Совместно с национальными дистрибуторами нам удалось в рамках совместной программы (естественно, вклад самих пивоваренных компаний с их дистрибьюторскими возможностями тоже здесь существует весомый) удалось увеличить его практически вдвое до 70%, и сегодня он достигает уровня 80%.

Рост пивоваренной индустрии наряду с другими отраслями, производящими продукты питания, напитки, несомненно, способствует расширению инвестированию в расширение торговых площадей, особенно в развитие сетевой розницы. По мере изменения потребительского поведения в сторону плановой, массовой покупки, обусловленного ростом уровня жизни населения, будет возрастать и роль крупноформатной сетевой розничной торговли, инвестиции в которую стабильно растут в последнее время. И в этом видится тоже значительный вклад пивоваренной отрасли.

Каковы же результаты развития рынка банок для напитков? В этом году наша компания запустила второй завод по производству алюминиевых банок в Ленинградской области - общие инвестиции составили порядка 100 млн. долларов. Вторая компания, производящая аналогичную упаковку в России, инвестировала 38 млн. долларов. Кроме этого, компания "Русский алюминий" инвестирует средства в повышение качества проката, который мы используем для производства банок. Для справки: основной объем сырья импортируется. Именно поэтому мы так зависим от колебания валютной конъюнктуры, от курса доллара и цен на алюминий на Лондонской бирже металлов. Именно поэтому, чтобы перейти на потребление российского сырья, инвестируются средства в Самарский металлургический завод. Таким образом, благодаря развитию, по сути дела, пивоваренной отрасли и росту нашей индустрии, только за последний год было инвестировано порядка 180 млн. долларов в развитие.

Кроме инвестиций, как вы понимаете, очень важным социальным аспектом деятельности любого предприятия является создание новых рабочих мест, которые опять же появляются благодаря росту спроса на банку в пивоваренной отрасли, в частности. Таким образом, благодаря вышеупомянутым инвестициям, создано более 700 новых рабочих мест.

Также благодаря росту рынка за последний год прирост налоговых платежей в бюджет составил около 100 млн. долларов от нашей индустрии.

Потенциал роста потребления пива в России, как нам кажется, еще не исчерпан. Мы полагаем, что для России показатель порядка 70-80 литров на душу населения является вполне достижимым. Тем более что задача переориентации потребления с крепкого алкоголя на слабые алкогольные напитки, в том числе в первую очередь пива,  является приоритетной задачей для государства. В подтверждение этому факту можно привести один аргумент. Проанализируйте среднюю продолжительность жизни мужчин в России и в европейских странах - разница составляет более 20 лет. Специалисты связывают это непосредственно с традициями потребления напитков. Хотя мы видим некую тенденцию за последние годы, что потребление крепкого алкоголя в России немного снижается, но мы еще далеки от структуры потребления напитков, принятой в европейских странах. Полагаю, что и в деле изменения структуры потребления алкоголя пивовары должны сказать свое слово. Ведь мы все вместе должны, прежде всего, думать не только о прибыли, но о будущих поколениях.

Возврат к списку