Олег Михайлович Терентьев, Генеральный директор ЗАО «Усть-Илимский пивзавод»
15 Ноября 2006

Уважаемые коллеги!  Мне хотелось бы обратить ваше внимание на проблему состояния малых и средних предприятиях, так как именно у них наиболее остро сконцентрированы проблемы отрасли.

В настоящее время в России насчитывается около 300 пивоваренных предприятий, из которых около 30 относятся к крупным, выпускающим 83% пива, а 280 относятся к средним и малым предприятиям, дающим соответственно 17% продукции. В условиях, когда конкуренция на рынке усилилась, цены на готовую продукцию почти не изменились, а рентабельность снизилась, предприятия вынуждены сокращать издержки. Крупные компании для сокращения издержек строят собственные солодовни, ТЭЦ, улучшают структуру продаж, поддерживают определенный уровень рекламной активности для узнаваемости своих брендов. А вот у малых и средних предприятий едва хватает средств на постепенную многолетнюю и трудную программу замены оборудования. На сокращение издержек, требующее инвестиций и на рекламу, средств не хватает.

Учитывая ежегодное повышение акцизов, транспортных тарифов, тарифов на топливо и энергию, повышение стоимости сырья при неизменной цене на готовую продукцию, через два-три года 280 малых и средних предприятия в России могут прекратить свое существование. Сегодня уже несколько предприятий малой и средней мощности закрылись. Пример - это "Агой", другие предприятия, которые Вы знаете хорошо. Вскоре этот процесс может принять неуправляемый и массовый характер. А ведь это предприятия, на которых работают около 45 тысяч сотрудников. Во многих городах на них опирается городской бюджет. Они обеспечивают занятость населения, многое делают в сфере благотворительности. Это не областные центры, а это та российская глубинка, где масса проблем с занятостью, масса социальных проблем от нехватки бюджетных средств. А если учесть, что одно рабочее место в пивоварении дает до пятнадцати рабочих мест в смежных отраслях, значительный сектор социально-экономической структуры государства может быть ликвидирован. Причем свободную нишу, создавшуюся от непродуманной политики государства, с удовольствием займут иностранные производители, укрепляя при этом экономию именно своих государств. А вхождение России в ВТО эти процессы может ускорить.

Все эти процессы происходят в России на фоне многих разговоров о государственной поддержке малого предпринимательства. Президентом России, лидерами думских фракций и Правительства не раз говорилось о том, что в странах с рыночной экономикой в малом бизнесе занято 60-70% населения. А вот в России - только 22%. Развивается монополия, ориентированная на сырьевой сектор. И значительно отстают малые и средние предприятия. Говорится много, но почти ничего не делается.

Какие же методы поддержки малых и средних предприятий, пивоваренных заводов, известны в Европе? В Германии, Австрии, Чехии и многих других странах дифференцирован налог на пиво. В зависимости от объемов производства пива, налог ступенчато уменьшается до 50%. Что же мешает дифференцировать акциз в России по примеру Европы? Существует такое некомпетентное мнение, что, если дифференцировать акциз, предприятия начнут делиться на мелкие пивоварни. Но на практике разделиться невозможно. Как можно взять и распилить один варочный котел на несколько частей и разделиться?

Пивоварение - это очень длительный процесс. Хорошее пиво по классической технологии меньше, чем за полтора-два месяца не приготовишь. Пивоваренные предприятия достаточно фондоемкие и находятся на виду у всех. Как положительный пример, можно привести отмену акциза на безалкогольное пиво. И никому в голову не пришло, что здесь могут быть какие-то злоупотребления.

Почему вообще существует необходимость дифференцировать акциз? Потому что на малых и средних предприятиях постоянные затраты в себестоимости составляют более 50% от переменных. А в крупных компаниях они значительно ниже. Фонд зарплаты, единый социальный налог у малых предприятий доходит до 40% от себестоимости. У крупных - не более 10%. Причем снизить зарплату невозможно ни сегодня, ни в будущем, учитывая, что со стабильным ростом ВПП в России будет происходить, наоборот, рост уровня жизни, рост зарплаты как в бюджетных, так и в других сферах.

Для примера, в Германии существует около 1300 пивоваренных предприятий, а 1000 - относится к малым предприятиям. Налоги там дифференцированы ступенчато, как у большинства предприятий Европы.

Что сегодня представляют малые и средние отечественные предприятия? Это предприятия, работающие, в основном, в секторе народного пива. Некоторые в премиальном секторе. Многие предприятия имеют современное технологическое оборудование, выпускают пиво хорошего качества. Эти предприятия являются в своих регионах фундаментом для развития в стране культуры потребления пива как основы для изменения структуры потребления алкогольных напитков.

Дифференциация акциза - это гарантия выживания предприятий малой и средней мощности в России.

Возврат к списку