Борис Андреевич Сагарьян, Генеральный директор ЗАО «Пивзавод Хадыженский»
15 Ноября 2006

Уважаемые участники совещания! Тема моего выступления - это необходимость законодательных изменений налоговой политики государства, направленных на поддержку малого пивоваренного бизнеса. Наше предприятие, как и многие предприятия отрасли, является субъектом малого бизнеса.

Как сегодня неоднократно отмечалось, пивоваренная отрасль является одной из приоритетных для экономики России. В то же время, малые и средние пивзаводы являются фундаментом для развития на местах и в целом по стране культуры потребления пива, как основы изменения структуры потребления крепких алкогольных напитков, при этом являясь бюджетообразующими в своих регионах.

При всей кажущейся эйфории вокруг пивоваренной отрасли, при которой интенсивно развиваются единицы предприятий - и те из числа крупных - субъекты малого бизнеса находятся в трудном положении по отношению к крупным предприятиям. Причины эти связаны с несовершенством законодательства, в том числе: налогового, таможенно-тарифной политики, банковской кредитной системы, - о чем сегодня не раз упоминалось. В частности, акцизная политика государства в отношении малых пивзаводов держит их инвестиционную активность и направлена на вымывание оборотных средств предприятия, вследствие этого - снижение объемов производства за счет увеличения цены на товар.

Кроме того, производители подакцизных товаров исключены из субъектов, имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения, целями которой являются снижение и упрощение процедуры налогообложения, предоставления отчетности, что, в конечном счете, позволит создать наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства в отрасли.

Мы, как производители акцизной продукции, не имея возможности пользоваться упрощенной системой налогообложения, поставлены в неравные условия с другими хозяйствующими субъектами. Хотя и мы, и они созданы на коммерческой основе для ведения бизнеса и извлечения прибыли.

В Статье 8 Конституции Российской Федерации говорится, что "в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции". В этой связи совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям в зависимости от их производственной мощности. Подобный метод применяется в некоторых странах - членах ВТО.

Несовершенство банковской кредитной системы растягивает реконструкцию тех предприятий, которые ее проводят, на долгие годы. Я могу вам сказать, что крупным предприятиям необходимо для проведения реконструкции или строительства новых заводов в пределах двух-трех лет, малым предприятиям, наверно, и двадцати лет мало будет для того, чтобы произвести такую реконструкцию. Я уже одиннадцать лет директор - и все это время занимаюсь реконструкцией.

Принятый закон о малом бизнесе сам по себе правильный, но механизмы, заложенные в нем, необходимо регулировать. Посудите сами, под закон попадают предприятия с численностью до 100 человек и амортизируемыми основными средствами до 100 млн. рублей, при этом товарооборот ограничен 15 млн. рублей. Если привести данные нашего предприятия, то у нас товарооборот получается 25 миллионов, а амортизируемых средств - 8 миллионов. То есть, товарооборот в три раза выше.

Если на таком предприятии платить среднюю заработную плату 5 тысяч, то оно будет убыточным. В то же самое время в Германии под понятие малого и среднего бизнеса попадают предприятия с численностью до 499 человек и годовым оборотом до 100 млн. евро. Соответственно, отсюда можно сделать вывод, почему благосостояние тех же немцев гораздо выше, чем россиян. Поэтому в случае внесения изменений и дополнений в Часть 2 Налогового кодекса, малые и средние предприятия отрасли смогут высвободившиеся средства направить на реконструкцию устаревшего оборудования, увеличение мощности, что создаст благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства. В результате в течение трех-пяти лет это позволит увеличить налогооблагаемую базу за счет роста количества малых и средних предприятий, увеличения производимых ими продуктов, роста занятости и заработной платы населения, что компенсирует потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства.

На основе вышеизложенного и в целях развития малого и среднего предпринимательства в пивоваренной отрасли обращаемся с просьбой к законодательным органам власти дополнить статью 193 Налогового Кодекса пунктом 4 следующего содержания: "Установить дифференциацию ставок для производителей пива в зависимости от мощности производств предприятия"; статью 346-12, пункт 8, изложить в следующей редакции: "Организация, индивидуальный предприниматель, занимающийся производством подакцизных товаров…" - дополнить: "кроме пива" - а дальше по тексту закона.

В результате реализации этих предложений выплаты налогов в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий отрасли станут на 25-30% больше от тех поступлений, которые могут быть сохранены при ныне действующей системе. При этом значительно улучшится материально-техническое состояние предприятий, улучшится качество выпускаемой ими продукции.

Возврат к списку