Дмитрий Юльевич Петров, Координатор экономической рабочей группы Администрации Президента Российской Федерации
15 Ноября 2006

Уважаемые участники совещания! Я бы хотел поприветствовать  вас от имени Экономического управления Администрации Президента. Мой доклад посвящен закону "О техническом регулировании", который, как известно, вступил в силу 1 июля прошлого года. Я в своем докладе остановлюсь на ключевых моментах этого закона.

Как вам известно, этот закон является только рамочным, и он положил начало реформе технического регулирования. Какие цели и задачи мы ставим в рамках этой реформы?

Первая задача - это полный запрет на ведомственное нормотворчество. С момента принятия этого закона, отныне все обязательные требования для бизнеса могут устанавливаться только в специальных документах, которые называются "технические регламенты". Приниматься эти документы могут только четырьмя формами. Первая основная форма - это закон, второе - Постановление Правительства, третье - международное соглашение, ратифицированное Госдумой, и четвертая форма - в исключительных случаях - Указ Президента. Для чего это сделано?

По той простой причине, что сейчас мы имеем в общей сложности свыше 60 тысяч документов, регулирующих нашу экономическую деятельность. Естественно, что такое количество нормативных документов не отвечает требованиям экономики, они зачастую противоречивы и преследуют ведомственные интересы и поэтому их выполнение весьма и весьма затруднительно. 

 Второй важнейший момент реформы технического регулирования - это перевод системы контроля за готовой продукцией с дорыночной стадии на рыночную. Что это означает? Сейчас, по действующей у нас системе, основной акцент сделан на дорыночную форму контроля - прежде всего, в форме обязательной сертификации.

Но в самой сертификации заложена, так сказать, мина замедленного действия. Продукция проходит соответствующие испытания, после чего она выпускается на рынок. А дальше на рынке ее уже мало кто контролирует. При сертификации исследуется, испытывается лишь только один образец. А что потом производит или продает та или иная компания это уже не предмет компетенции органов по сертификации. Поэтому задача реформы технического регулирования - это постепенный перевод системы контроля от дорыночной стадии на рыночную.

Уже сейчас контролировать готовую продукцию можно только на стадии оборота. То есть контролера на склад готовой продукции вы  можете на законных основаниях не пускать.

Для чего этого сделано? Прежде всего для защиты отечественных предприятий, которые поставляют свою продукцию на экспорт. Недавно я говорил с представителем французской фирмы, которая выращивает ячмень в России и поставляет его на пивоварни Европы. Уже подписав контракт с зарубежным покупателем, они не могли отправить ячмень по той простой причине, что хлебная инспекция Курской области не выпускала продукцию по причине не соответствия ячменя ГОСТу по цвету и по размеру. С принятием этого закона такая ситуация будет исключена.

Также важным моментом является определенное законом активное вовлечение бизнеса в процесс разработки и принятия технических регламентов. В законе написано, что разработчиком технического регламента  может быть любое лицо. Это сделано для того, чтобы максимально вовлечь вас в этот законотворческий процесс.

У нас уже имеется очень положительный опыт совместной работы  с Союзом российских пивоваров. Союзом подготовлен технический регламент на пивоваренную продукцию и сейчас он проходит процедуру публичного обсуждения. И мы рассчитываем, что до конца этого года этот технический регламент будет принят в Госдуме и, соответственно, как установлено законом, вступит в силу через шесть месяцев, после его официального опубликования. С момента вступления в силу этого технического регламента  все остальные нормативные документы - ГОСТы, положения и так далее утрачивают силу. В этом техническом регламенте будет исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к вашей продукции и к процессам, связанных с этой продукцией.

Следующим этапом, я думаю, нужно будет написать технические регламенты на сырье для пивоваренной продукции, на ячмень, солод, хмель. Поэтому мы открыты к этому сотрудничеству и охотно будем с вами работать.

Возврат к списку