Даниил Михайлович Бриман, Президент ОАО «Пикра»
15 Ноября 2006

Я позволю себе высказать определенную точку зрения о том, что Россия фактически является страной, ориентированной на крепкий алкоголь, и страной, в которой уровень смертности от злоупотребления алкоголем наиболее высок.

При этом следует обратить внимание  на динамику потребления крепкого и слабого алкоголя. Россия является, наверное, лидером среди водочно-ориентированных стран. Мы видим это в сравнении с ведущими европейскими странами.

И здесь мы уже наталкиваемся на одну из проблем, которую, как мне кажется, всегда следует ставить во главу угла, в частности, и в нашем Союзе, и во всех презентациях, во всех обращениях к Правительству. Мы видим, что соотношение розничной цены за единицу пива и крепкого алкоголя в России на сегодняшний момент фактически самое высокое. Следует просто говорить про установление правильного соотношения цены на эти продукты. Вот здесь, пожалуй, главная тенденция, которая должна быть  флагом отечественного пивоварения.

Надо отметить факт, что сегодня происходит замещение пивом крепких алкогольных напитков. И это важно. Этот фактор, с которым не нужно спорить, а нужно выдвигать его как аргумент. Но, что наиболее важно - пиво замещает продукты теневого алкогольного сектора. Почему? Во-первых, потому что это  совершенно явная тенденция. Во-вторых, именно потому, что, как раз, в теневом секторе  крепкий алкоголь имеет наименьшее соотношение в разнице в цене с пивом. И он наиболее доступен как раз тем регионам, где более низкие доходы на душу населения, и в которых уровень социальных проблем выше.

Мы считаем, что очень важно продвигать именно идеологию преодоления водочной традиции. И, прежде всего, акцентируя внимания на рынке теневого алкоголя. В данной ситуации очень важным аргументом при работе, в том числе и с государственными органами как исполнительной, так и законодательной власти должен служить именно этот аргумент. Аргумент о том, что пиво является инструментом преодоления водочной традиции, и пиво позволяет, в том числе, не усугублять, а решать социальные проблемы, которые возникают в обществе.

По результатам 2003 года рынок крепкого алкоголя  сократился на 3,3%. По оценкам экспертов порядка 50% оборота рынка крепкого алкоголя находятся в тени. Рынок  пивоварения за последние три года вырос на 30%, значительно увеличив налоговые поступления.  Таким образом, это  еще один дополнительный аргумент.

С одной стороны, являясь фактором, позволяющим бороться с социальными проблемами в обществе в то же самое время, пивоваренная отрасль, фактически, помогает наполнению бюджета путем вытеснения черных доходов с рынка.

Вместе с этим непродуманная акцизная политика, которая существует на сегодняшний момент, стимулирует потребление, прежде всего, крепких напитков, произведенных вне налогооблагаемого поля.

Мне кажется, что наряду с необходимостью активизации деятельности в части изменения акцизной политики, в части продвижения идеи, что пиво, в первую очередь, борется с рынком некачественного алкоголя, мы должны открыто и прямо посмотреть, где еще существует такая общественная проблема, в которой мы, может быть, выглядим не совсем корректно. Это  проблема потребления пива несовершеннолетними. На наш взгляд работа здесь должна строиться в двух плоскостях. То есть, как я уже раньше говорил, с одной стороны  это безусловное продвижение идеологии, что пиво является продуктом, замещающим крепкий алкоголь. И, таким образом  позволяет бороться с рынком некачественного алкоголя и снижать степень тех общественных проблем, которые связаны с потреблением алкоголя.

С другой стороны для того, чтобы эта политика была воспринята адекватно необходимо все-таки поставить точки над i. По крайней мере, мы с вами понимаем, что пиво является продуктом, замещающим крепкий алкоголь. Но вместе с тем продуктом алкогольсодержащим.

Мы должны выступить о регламентировании употребления пива несовершеннолетними в общественных местах. Таким образом, мы сможем перехватить  инициативу у наших оппонентов.  В противном случае  это как раз один из тех факторов, который косвенно влияет и на нас с вами, на производителей. Мы не можем влиять на розничный сектор продаж. Но, фактически, в большой степени, та негативная реакция в обществе, которая возникает с отсутствием такой регулирующей политики, существует в отношении мест продажи и потребления пива.

Поэтому я хочу внести предложение  дополнить проект обращения совещания конкретизацией, что пивоваренная отрасль нуждается в грамотной государственной концепции, которая должна подчеркивать, именно замещающий тип потребления крепкого алкоголя и, в первую очередь некачественных алкогольных напитков. И строить всю идеологию взаимоотношений с властью нужно именно на этой платформе.

Во-вторых, я хочу внести предложение выйти с законодательной инициативой, регулирующей употребление пива лицами до 18 лет. Понимаете - это контрудар, то чего от тебя никто не ожидает. Потому что наша ясная и четкая позиция по этому поводу позволит правильно распределить ответственность между разными участниками рынка.

Возврат к списку