Юрий Германович Медведев, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму
15 Ноября 2006

Уважаемые дамы и господа, уважаемые пивовары. Понимаю, что за тот короткий период времени вашей активной деятельности вы сделали очень много, вы создали практически новое производство, вы сейчас выпускаете тот качественный продукт, который вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Ваш труд сегодня уважаем и востребован в нашем обществе. 

При всем при том, что мне уже на протяжении шести лет так или иначе приходится заниматься вопросами законодательного обеспечения пивоварения, я здесь услышал очень много нового для себя. Мне бы очень хотелось, чтобы тот разговор, который здесь был, стал достоянием общества. А то получается так, что мы говорим и убеждаем сами себя. А многое, что здесь сказано, должны услышать люди, должны услышать власть и общество.

Сегодня абсолютно правильно было здесь сказано, что ситуация в отрасли не простая. К сожалению, за последние три года (я подчеркиваю, что именно три года) складывается некое негативное отношение к пиву, и оно искусственно формируется по ряду причин, в том числе и представителями власти, публичной власти, депутатами Государственной Думы. Причин здесь несколько. Главная причина: все то, что складывается в нашем обществе с точки зрения количества употребляемого алкоголя, алкогольных напитков имеет очень серьезные социальные последствия. И вы это хорошо знаете. Очень часто власть оценивает свое отношение к пиву, исходя не из того, какую роль сегодня выполняет пиво (роль санитара, уменьшая количество употребляемого крепкого алкоголя), а исходя из того, что она видит, слышит на улице.

Конечно, проще, как кажется отдельным политикам, ввести ограничения на производство, оборот и рекламу пива. Хотя мы все с вами в своей жизни уже много раз сталкивались с такой темой. Мы хорошо знаем, что сами ограничения, запретительные меры ситуацию не меняют. Но такие инициативы появляются постоянно. Я думаю, что нам очень серьезно придется в Государственной Думе столкнуться с этой темой, ибо в ближайшее время Московская городская дума внесет законодательную инициативу с тем, чтобы пиво отнести под действие закона о государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Другая причина связана с тем, что в связи с увеличением производства и потребления пива уменьшается потребление крепких алкогольных напитков, и тем самым вы кому-то наступаете на пятки. Вы об этом не говорите, но вы это чувствуете, вы это знаете. Значит кто-то сегодня вас, с точки зрения влияния на общественное знание, пытается очернить и опорочить. В этом плане вам самим необходимо быть более наступательными и обо всех своих проблемах говорить с обществом более открыто.

На протяжении шести лет мне так или иначе приходилось заниматься вопросами, связанными с правовым регулированием производства пива. Я хорошо помню, как мы принимали закон о регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Я был членом Совета Федерации, когда вы обратились к нам с просьбой вас поддержать и не включать пиво в этот закон. И мы это сделали. Я думаю, что сегодня мы должны сказать открыто, что именно благодаря этому ваша отрасль так активно развивалась все эти годы.

Вместе с этим я полагаю, что отрасли необходим свой закон. Когда мы не имеем закона, мы не имеем, следовательно, позиции власти, государства, его отношения к этому важнейшему направлению деятельности. Полагаю, что принятие технического регламента на пивоваренную продукцию в статусе федерального закона восполнит этот пробел.

Важным аспектом влияния на отрасль являются ограничительные меры о том, когда торговать, где торговать, кому продавать. Это не простая тема. И касается она, прежде всего ограничения доступа к пиву молодых людей. Эту тему вы обязательно должны закрыть сами. Потому что это самый главный раздражитель нашего общества. Если мы не решим это добровольно, то будем решать ее совершенно по-другому. И я здесь не пытаюсь нагнетать обстановку, но это действительно так и должно быть.

Что касается рекламы, это действительно у нас инструмент влияния на рынок. И давайте пользоваться этим инструментом очень аккуратно. Мы пытались, и вы сами нас к этому толкали своими порой непродуманными акциями агрессивной рекламы пива, решить эту тему через внесение изменений в закон о рекламе. И закон уже был практически принят, подготовлен к третьему чтению, но по ряду причин он сегодня так и не принят и находится в нашем комитете. Я не знаю, надо ли нам возвращаться к этой теме сегодня? Может быть, сделать так, чтобы спустить этот закон на тормозах и выбросить его в корзинку? Но для этого нужны определенные условия. Например, если ваш уважаемый Кодекс чести российских пивоваров, в котором, кстати, вы приняли самоограничения по рекламе практически аналогичные тем, что прописаны в поправках в закон о рекламе, будет  повсеместно вами выполняться.

Поэтому если вы сами берете на себя эти обязательства, поверьте, у нас не возникнет потребности что-то вам еще навязывать с точки зрения Государственной Думы, с точки зрения того или иного федерального закона. Мы за то, чтобы как можно больше тех вопросов, которыми раньше занимались государство, вы сами брали на себя как саморегулирующая организация.

Возврат к списку