Вячеслав Иванович Мамонтов, Руководитель исполнительного секретариата Союза российских производителей пиво - безалкогольной продукции
15 Ноября 2006

Прежде всего хочу отметить, что презентация Кодекса чести российских пивоваров в формате Всероссийского совещания по проблемам отрасли более чем актуальна. Во-первых,  в период развития рынка пива в России злободневной является задача сделать этот рынок цивилизованным и действующим на основе принципов социальной ответственности предпринимателей и саморегулирования. Во-вторых, в период экономических и социальных преобразований в стране необходимо также формирование новой концепции взаимодействия бизнеса и власти. По сути, эти требования времени и стали основными мотивами для разработки и принятия нашим Союзом  Кодекса чести.

Сказать, что этот документ дался нам легко нельзя. С момента рождения идеи и принятия Кодекса  прошло почти два года. Очень много времени ушло на подготовку текста и параллельно пропаганду среди членов Союза  необходимости разработки и принятия Кодекса. Это было самое трудное. Алгоритм работы был следующий - редакционная комиссия подготовила текст, и он был разослан членам Союза. То количество поправок, рекомендаций и предложений, которые мы получили от предприятий отрасли, просто на нет могло свести работу, если бы их все реализовали. Учесть в общесоюзном документе их было невозможно, так как они, если честно, носили больше субъективный характер  и были прописаны под ту или  иную компанию. В результате все-таки удалось найти взаимопонимание и подготовить документ, который, я уверен, на сегодняшний день отвечает высокому названию - Кодекс чести.

При этом хочу отметить, что Кодекс мы не рассматривает как догматический документ. Он должен быть мобильным, отвечающим текущему  состоянию рынка. Уже сейчас, несмотря на то, что он был утвержден в конце 2002 года на Всероссийской конференции производителей пиво-безалкогольной продукции, и его подписание началось  почти с середины 2003 года, уже есть необходимость внесения новых положений.

Теперь я кратко хочу рассказать о самом Кодексе и о его содержании. Кодекс - это соглашение производителей пивоваренной продукции о правилах профессиональной деятельности и стандартах деловой этики. В основе Кодекса лежат принципы уважения потребителя и честной конкуренции. Подписавшие его предприятия должны способствовать повышению престижа отрасли в целом, улучшению качества выпускаемой продукции и предотвращению распространения недостоверной рекламы. В связи с этим положения Кодекса регламентируют отношения участников рынка в сфере производства, обеспечения качества и продажи пива, взаимоотношений с потребителями путем развития культуры потребления, рекламы, продвижения продукции на рынке, спонсорской деятельности, меценатства, корпоративной деятельности и отношений с конкурентами.

Производители, подписавшие Кодекс обязуются производить и поставлять на рынок высококачественное пиво, отвечающее требованиям государственных стандартов и санитарных норм. Для этого они берут обязательство внедрять и поддерживать на предприятиях передовые технологии и мировой опыт пивоварения, не допускать использования для производства пива низкокачественного сырья, не допускать в ходе производства продукции нарушений, влияющих на сохранность окружающей среды, продавать свою продукцию только через официальные торговые структуры для обеспечения прозрачности финансовых операций, тесно работать с объектами оптовой и розничной продажи для того, чтобы они в полной мере соблюдали принцип полной информированности потребителей о свойствах продукта, тщательно расследовать случаи использования поддельных торговых марок и информировать об этом потребителя и компетентные органы.

В целях развития культуры потребления пива в нашей стране производители пива обязуются разрабатывать, внедрять и совершенствовать программы создания сети фирменных баров, торговых палаток с высокой культурой обслуживания, а также пропагандировать и популяризировать идею ответственного потребления пива и алкогольных напитков, как части здорового образа жизни.

Здесь уже много говорилось о рекламе. Многие вопросы, действительно закрываются положениями Кодекса. В частности, в нем заложены требования не допускать в рекламе непосредственное обращение к лицам моложе восемнадцати лет, не использовать элементы, способные нанести оскорбление различным религиозным конфессиям и их приверженцам, не допускать в целях сравнения с рекламируемым продуктом упоминания других марок, производимых конкурентами, а также не использовать изображение потребления пива в местах повышенной опасности для здоровья и жизни человека. Эти пункты, как уже было сказано, являются теми пунктами, которые в большей степени по требованиям жестче, чем те, которые предлагается внести в закон о рекламе.

В Кодексе также отмечено, что участники рынка осознают свою ответственность перед обществом и обязуются не заниматься рекламой пива и продвижением своей продукции в качестве спонсора или официального партнера в массовых мероприятиях, организованных для детей, не использовать названия пивных брендов в благотворительной и спонсорской деятельности, связанной с детскими, образовательными, медицинскими учреждениями, домами престарелых и другими подобными социальными институтами для продвижения собственной продукции на рынке.

Помимо этого пивоваренные компании берут обязательство способствовать повышению престижа отрасли, добиваться установления честной конкуренции и цивилизованных отношений между участниками рынка, не использовать несовершенство законодательства в конкурентной борьбе, совместно решать на рынке возникшие проблемы, не использовать специальных договоренностей с третьими компаниями в целях ухудшения финансового положения конкурентов или подрыва их авторитета, не использовать специальных договоренностей с государственными чиновниками или другими компетентными лицами в целях отрицательного воздействия на деятельность  конкурентов, информировать органы государственной власти о несовершенстве российской законодательной базы и выступать с инициативами по их улучшению.

К нарушителям Кодекса могут применяться различные формы воздействия, вплоть до исключения из Союза российских пивоваров.

На сегодняшний день Кодекс подписали 64 компании. Я полагаю, что подписание Кодекса - это только первый шаг, сделанный Союзом, пивоваренным сообществом на пути саморегулирования на рынке пива и в выборе этого принципа формирования взаимоотношений с властью и обществом в качестве приоритетного.

Мы уверены, что этот путь правильный, и он будет поддержан всем пивоваренным сообществом, а также представителями власти и общества. На сегодняшний день основной целью Союза является добиться того, чтобы требования Кодекса были осознаны всему сотрудниками компаний и выполнялись во всей технологической цепи производства и оборота пива. Только таким образом мы сможем получить от него эффективность и тем самым сделать значительный шаг для формирования принципа саморегулирования  в качестве основного стимулятора дальнейшего развития рынка.

Возврат к списку