О состоянии и основных проблемах пиво - безалкогольной отрасли России (по материалам на сентябрь 1999 года)
24 Сентября 1999

Пиво-безалкогольная отрасль России насчитывает порядка 700 предприятий, выпускающих пиво, безалкогольные напитки, минеральные воды и солод. В это число входят 235 пиво - безалкогольных заводов и комбинатов, 59 заводов по разливу напитков, 31 завод по разливу минеральных вод, 369 предприятий в составе местных пищекомбинатов.

Мощности отрасли по производству пива на конец 1998 года составили 371,1 млн. дал, солода - 468 тыс. тонн, безалкогольных напитков - 306 млн. дал, минеральных вод - 990 млн. бутылок. Наибольшая концентрация мощностей приходиться на Центральный - 20% и Волжский - 14% районы. Наименьшее в Северном - 3%. В отрасли занято порядка 60 тыс. человек.

Темпы роста производства в последние годы составляют в среднем по отрасли по производству пива 115%. Однако, до сих пор не достигнут уровень производства 1990 года. Производственные мощности используются в среднем по отрасли на 68%.

Основными проблемами, тормозящими темпы развития отрасли является техническое состояние предприятий. Действующая активная часть основных фондов на большинстве предприятий отрасли имеет износ 60%, а в отдельных случаях и выше. Основное техническое оборудование и линии разлива эксплуатируются от 10 до 20 лет.

Потребность в отечественном оборудовании удовлетворятся на 30%, а по отдельным видам оборудования, таким как высокопроизводительные линии разлива мощностью 12, 24 тыс. бутылок в час, сепараторы, солодовенное и варочное оборудование, бродильные танки, сушилки солодовые типа "ЛСХА", ковшовые ворошители поставки практически прекращены. Из всего количества пивоваренных заводов России только 13 предприятий оснащены на современном техническом уровне. Около 20% предприятий по своему техническому оснащению соответствуют уровню предприятий развитых европейских стран 10-15 летней давности. Оборудование остальной части предприятий не может обеспечить выпуск продукции, соответствующей по качеству мировому уровню. Поэтому в целях поддержания отечественного товаропроизводителя необходимо пересмотреть таможенно - тарифное регулирование поставок оборудования и запасных частей к нему для предприятий пивоваренной отрасли, снизить или отменить пошлины.

Одной из задач дальнейшего производства пива и улучшения его качества является обеспечение отрасли качественным солодом и хмелем. В отрасли работает 98 солодовен, из них 22 выпускают товарный солод. Потребность пивоваренной отрасли в ячмене пивоваренных кондиций составляет 700-800 тыс. тонн. Начиная с 1995 года, централизованные заготовки ячменя в Федеральный фонд прекращены. Заготовки осуществляются через заготовительные и посреднические фирмы, в результате цены на ячмень возрастают на 40-50%.

Основной сырьевой зоной пивоваренного ячменя является Центрально-Черноземный, Центральный, Поволжский районы. Из-за засухи 1998 года объемы производства недостаточны. Вообще за последние 20 лет обеспечение пивоваренного производства отечественным солодом относительно благополучно было лишь в 1995 году. Да и то в связи с тем, что в этот год было самое высокое снижение производства пива. Недостаток собственного производства солода Россия во все времена покрывала за счет импорта.

Потребность пивоваренной отрасли в хмелепродуктах обеспечивается отечественным сельским хозяйством в последние годы на 40%. Урожайность отечественных хмельников ежегодно снижается. Валовой сбор хмеля 1997-1998 годах колебался в пределах 1,5 тыс. тонн, при потребности в 5 тыс. тонн. Недостающее количество хмеля покрывается за счет поставок из-за рубежа. На этом рынке хозяйничают многочисленные фирмы-посредники, которые приводят к удорожанию сырья.

В связи с этим необходимо оказать содействие производителям пива в обеспечении сырьем. Целесообразно предоставить непосредственно предприятием безпошленный режим поставок пивоваренного солода и хмеля, ограничив количество завезенного сырья квотами для каждого производителя.

Высокое суммарное налогообложение предприятий (до 80%) не оставляет у них необходимых средств не только на техническое перевооружение, но и на закупку сырья. В связи с эти требуется сокращение налогового бремени.

В настоящее время целесообразно наряду с выше перечисленными мерами по оздоровлению пивной отрасли приступить к законодательному регулированию производства и оборота пива, основой для чего стало принятие Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которому производство пива должно регулироваться отдельным Федеральным Законом.

Возврат к списку